Наталья Николаевна Крюкова
Методика разучивания стихов с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Учить стихи-это не сложно»
К сожалению, не все дети любят учить стихи, а кому-то-это очень сложно. В чем-же причина?
Очень трудно запомнить то, что не интересно, грустно и уныло, а так-же оставляет равнодушным, и то, что не связано с опытом ребенка, личными переживаниями, интересами, тогда и желания для запоминания нет и не будет результата.
Публикация «Методика разучивания стихов с дошкольниками» размещена в разделах
При разучивании стихов часто используют принцип «повторение", однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда. Попробуйте призвать на помощь все органы чувств. Самая сильная память у дошкольника – эмоциональная, а значит, разучивание должно быть игровым, веселым, легким.
Если стихотворение о временах года, природных явлениях, о событиях из жизни животных, о растениях – предложите ребенку рассмотреть наглядно или по сюжетной картинке особенности заучиваемого объекта или события. Можно подобрать соответствующее музыкальное сопровождение, возможно и сопровождение с движениями, выйти на улицу и понаблюдать природные явления, одновременно заучивая текст.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров». Например, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака можно выучить, если разыграть его по ролям с необходимыми атрибутами.
Сложные стихи можно учить по строчке и читать по очереди, друг за другом. Эффективно использовать прием «от имени» : говорить текст от имени различных персонажей с соответствующий интонацией.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С, Михалкова и изобразите их, выставив пальцы-рога над головой.
При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети становятся в круг, взрослый читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего – и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, давать детям легко запоминающим – длинные строчки, и наоборот.
Можно предложить детям представить ступеньки лестницы, и на этой лестнице «разложить» текст стиха, а потом мысленно шагать по ступеням и читать.
Прием запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, «скрыться» в общем хоре голосов. Для хорового запоминания нужны стихи напевно-речитативные, например: Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех!»… (Е. Тарлапан)
Учить не только игровому, но и целенаправленному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников., т. к. произвольное запоминание- это сложная интеллектуальная работа.
К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и его припоминание. К. Д. Ушинский характеризовал «припоминание» как «труд, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое».