Папки-передвижки

Комплекс занятий с неговорящими детьми «Учимся говорить». 3 часть

Людмила Линейцева
Комплекс занятий с неговорящими детьми «Учимся говорить». 3 часть
▼ Скачать + Заказать документы

«Учимся говорить» Комплекс занятий с неговорящими детьми. 3 часть

Занятие № 25.

Задание 1.

Цель: развивать моторику обеих рук с использованием пальчикового бассейна.

Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладо-нью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой взрослого. В ходе упражнения необходимо опустить ладонь на дно бассейна. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

Задание 2.

Публикация «Комплекс занятий с неговорящими детьми „Учимся говорить“, 3 часть» размещена в разделах

Цель: учить выделять красный цвет предметов, развивать мелкую моторику руки.

Игра «Посадим красные цветочки» проводится с использованием мозаики. Взрослый выбирает мозаику красного цвета и выкладывает ее на игровое поле («сажает цветок», побуждая ребенка к совместным действиям.

Предлагаемые инструкции:

Возьми такую же мозаику. Посади такой же цветочек.

Где красная мозаика? Покажи. Посади красный цветок.

Усложнение: выкладывать цветочки заданного цвета по схеме (смотрите Приложение к занятиям).

Задание 3.

Цель: учить различать и запоминать последовательность звучания немузыкальных шумов.

Игра «Поставь по порядку». Взрослый демонстрирует звучание и выставляет коробочки с различными наполнителями (монетами, спичками, горохом) в заданной последовательности, используя слова «сначала», «потом». Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество коробочек варьируется от 2 -3 до 4-6 в каждом наборе).

Игра «Перепутаница» является продолжением предыдущей игры: после того, как коробочки (2-3 шт.) будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ребенка и просит восстановить их последовательность в ряду.

Занятие № 26.

Задание 1.

Цель формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох)

Игра "Пузырьки» проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).

Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вола выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

Задание 2.

Цель: познакомить с объемной геометрической формой - призмой: названием, свойствами и игровыми действиями.

Взрослый достает из мешочка новую геометрическую форму, дает ее название; «при-зма», предлагает рассмотреть ее, ощупать, выделяя «уголочки, бока и вершинку»; знако-мит со свойствами; призма может стоять и лежать (показ сопровождается словами «сто-ит», «лежит»).

Затем побуждает малыша найти призму среди знакомых форм, расположенных на столе и совершать с ними игровые действия (строить дом, башню из кубиков и призмы).

Варианты.

А. «Стоит, лежит, катится»; ребенок выбирает среди знакомых геометрических форм одну - с заданными свойствами.

Инструкции:

- Покажи, что может стоять и лежать.

- Найди, что катается.

- Что может только стоять?

Б. «Большая - маленькая» : малышу предлагается найти форму с заданными свойствами (большую или маленькую) из ряда предложенных (большая и маленькая призмы, большой и маленький шарики, большой и маленький кубики). Все формы выкладываются на столе перед ребенком.

Задание 3.

Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову, находить предметы в ограниченном пространстве стола, дивана, на полке, в пространстве комнаты.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, расположенные в заданном пространстве комнаты (игрушки - на полке, одежда - на диване, посуда - на столе).

Предлагаемые инструкции:

- Найди красные игрушки.

- Покажи красную одежду.

- Возьми красную посуду.

Занятие № 27.

Задание 1.

Цель: развивать моторику обеих рук с использованием пальчикового бассейна.

Упражнение «Веник» выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо - влево с фиксацией запястья на дне бассейна.

Аналогичные движения можно выполнять рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака.

Задание 2.

Цель: узнавать изображения родителей на фотографиях, выполнять инструкции, содержащие слова «мама, папа», побуждать ребенка использовать эти слова в собственной речи.

Описание игр на I странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову, используя предметные картинки.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям. Игра «Парные картинки» : на столе произвольно разложены разноцветные картинки с одинаковым предметным изображением (бабочки, цветочки, птички).

Предлагаемые инструкции:

- Найди такую же картинку.

- Выбери все красные картинки.

Занятие № 28.

Задание 1.

Цель: учить выделять призму из ряда предметов, геометрических форм с помощью

ощупывания,

Игры:

«Чудесный мешочек - 1» : в мешочке находятся круглая баночка с крышечкой, большой ключ, большая и маленькая призмы, плоское зеркало. Ребенку предлагается ощупать предметы, находящиеся в мешочке, и выбрать призму.

Вопросы, направленные на получение утвердительного или отрицательного ответов «Да. Нет» :

- Это шар?

- Это призма?

- Покажи большую (маленькую).

«Чудесный мешочек - 2» : в мешочке находятся геометрические формы - большой я маленький шарики, большой и маленький кубики, большая и маленькая призмы.

Малыш вытаскивает форму по своему желанию и называет ее (по мере возможности). Затем правила изменяются: взрослый просит достать заданную форму: «Найди призму (кубик, шарик). После того, как все геометрические формы будут выбраны из мешочка, малышу предлагается построить домик с крышей, ворота, горку из призм, покатать шар с горки, в ворота.

Усложнение в виде игры с выделением формы с заданными свойствами: «Найди большую призму. Покажи маленький кубик. Дай большой шарик».

Задание 2.

Цель: учить различать звукоподражания ту», «уа», соотносить звукоподражание с

картинкой.

Описание игр (1 -3) на II странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: формировать поисковую деятельность, расширять поле зрения, учить выде-лять красный цвет предметных картинок на иллюстративном полотне.

Ребенку предлагается рассмотреть большое иллюстративное полотно, на котором нарисованы разноцветные предметы, назвать их, по возможности, и найти изображения красного цвета.

Иллюстративное полотно можно сделать, используя картинки из альбома для рас-крашивания.

Занятие № 29,

Задание 1.

Цель: Развивать моторику обеих рук с использованием пальчикового бассейна.

Упражнение «Повар» выполняется в сопровождении стихотворного текста:

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

(круговые движения кистью в «бассейне»

по и против часовой стрелки)

Задание 2.

Цель: побуждать ребенка действовать в соответствии с инструкцией, включать звукоподражания в художественные тексты (№ 4,5,6 II страницы Альбома звукоподражаний и слов)

Задание 3.

Цель: учить собирать пирамидку с учетом величины, ориентируясь на слова «большой", "маленький».

Взрослый предлагает рассмотреть пирамидку, показывает, что она состоит из разных колец. Затем разбирает ее, снимая кольца, объясняет: «Маленькое колечко, большое колечко». После того, как все кольца будут выложены на столе, малышу предлагается найти большое (маленькое) колечко, показать его. Затем взрослый вместе с ребенком собирает пирамидку, обращая внимание на то, что работа начинается с большого, а заканчивается маленьким кольцом.

Занятие № 30.

Задание 1.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох, учить регулировать силу воздушной струи.

Игра «Мотыльки» : на уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылек определенного цвета или величины.

На весеннем на лугу

Мотыльки летают.

Красный мотылек взлетел и т. п.

Задание 2.

Цель: учить соотносить звукоподражание с предметной картинкой, различать Звукоподражания «му», «мяу», побуждать к их сопряженному, отраженному или произвольному произнесению.

Описание игр (1,2,3) на III странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении

стихотворного текста.

Пила, пила,

Пили живей,

Мы домик строим для зверей!

(скользящие движения ребром ладони

по поверхности стола)

Задание 4.

Цель: учить выделять красный цвет предметных изображений по слову.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям (занятия 27,31).

На лист картона красного цвета ребенок выкладывает карточки с изображениями того же цвета (смотрите Приложение к занятиям, выбирая их из стопочки предложенных разноцветных картинок.

Предлагаемые инструкции:

- Выбери красные картинки.

- Положи красную картинку на красную полянку (лист картона).

Занятие № 31.

Задание 1.

Цель: развивать кинестетический контроль (учить воспроизводить позу изображенного

на картинке объекта).

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям 31, 35.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку с одним объектом. Вопросы:

- Кто это? (Кого увидел на картинке)

- Что делает?

- Покажи, как. ?

сюжетные картинки позы, воспроизводимые ребенком

птичка летит ребенок в положении «руки в стороны»

птичка сидит руки опущены и прижаты к бокам

мальчик спит ребенок, положив голову на ладошки, склоняет ее к плечу

мальчик стоит ребенок в том же положении

мальчик сидит ребенок в том же положении

Если малыш испытывает двигательные затруднения, можно использовать помощь взрослого.

Затем играющие меняются ролями: взрослый показывает действие, а ребенок показывает соответствующую картинку.

Задание 2.

Цель: побуждать ребенка действовать в соответствии с инструкцией, включать звукоподражания в стихотворные тексты.

Описание игр (4,5,6) на III странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить соотносить цветное и контурное изображения предмета, называть цвет предмета.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Игра «Рассеянный художник».

А. Проводится на материале парных картинок (одна картинка цветная, вторая - контурная). Контурные картинки находятся у взрослого, цветные - у ребенка. Малышу предлагается найти одинаковые картинки, назвать цвет предмета (красный).

Б. Ребенку предлагается «раскрасить словами» контурное изображение знакомых предметов.

В. Взрослый предъявляет малышу частично раскрашенную предметную или сюжетную картинку и просит назвать ту ее часть, которая раскрашена в красный цвет.

Аналогичная работа проводится со сличением и выделением по слову желтого, зеленого, синего цвета, различению и сопоставлению двух и более цветов.

Занятие № 32.

Задание 1.

Цель: учить ребенка воспроизводить заданное движение с опорой на показ.

Взрослый предлагает ребенку стать «зеркалом» («обезьянкой») и повторять движения по показу в сопровождении стихотворного текста:

Ну - ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй - ка все за мной.

- движения руками вперед - назад, в стороны;

- ходьба на месте или посильное движение ногами с опорой;

- наклоны туловища в стороны ( часики: «Тик-так, тик-так, мы вот эдак и вот так») и др. Усложнение: воспроизводить движения по инструкции типа: «Подними руки вверх,

помаши руками» и т. п.

Задание 2.

Цель: учить ребенка различать действия, совершаемые одним объектом (кошкой,

соотносить действия и глаголы, их обозначающие (идет, лежит, сидит, лакает, умывается, играет).

Описание игр на IV странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить ребенка выполнять простые действия с дидактической игрушкой – матрешкой (открывать и закрывать, вкладывать и вынимать, различать их по величине (большая и маленькая).

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть матрешку, отмечает, какая она яркая, нарядная. Встряхивает ее: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую -маленькую матрешку. Поставив две матрешки рядом, сравнивает их (одна большая, а другая маленькая); просит показать большую и маленькую матрешки. Затем учит вкладывать маленькую матрешку в большую.

Усложнение за счет увеличения количества матрешек разной величины.

Занятие № 33.

Задание 1.

Цель: учить воспроизводить движение, изображенное на сюжетной картинке.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Ребенок рассматривает картинку, предлагаемую взрослым, отвечает на его вопросы: «Кто это? Что делает? Покажи, как. "

Сюжетная картинка движения ребенка

Бабочка летит - ребенок машет руками, имитируя махи крыльев;

Птичка клюет - движения туловищем вперед с наклонами головы;

Девочка кушает - пальцы сжаты в кулак, движения рукой от стола ко рту;

Девочка идет - аналогичное движение совершается ребенком

Девочка прыгает с учетом его двигательных возможностей;

Кошка лакает молоко - имитирующее движение языком.

Задание 2.

Цель: побуждать ребенка к соотнесению звукоподражания с картинкой и сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «ам».

Описание игр на V странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: познакомить с плоскостной геометрической фигурой - кругом.

С помощью любого игрового приема (загадки, «чудесного мешочка») взрослый предъявляет ребенку шарик, предлагает нарисовать его на картоне. Называет свой рису-нок - «круг». На глазах у малыша вырезает его из картона, пытается прокатить по столу сначала круг (не катится, затем шар (катится). Таким образом устанавливается различие между кругом и шаром.

Усложнение:

«Чудесный мешочек» :

А. Ребенок вытаскивает из мешочка геометрическую фигуру по своему желанию и называет ее.

Б. Взрослый просит вытащить заданную фигуру.

«Большой - маленький» : ( по просьбе взрослого ребенок находит фигуру с заданными свойствами на столе или в мешочке: «Найди и покажи большой круг (маленький шарик)». Если малыш различает и называет цвета, можно включить в игру шары и круги разного цвета.

Занятие № 34.

Задание 1.

Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна»

Упражнение «Пальчики разбежались» : ребенок опускает руку в «бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно сдвигает и раскрывает пальцы (ладонь находится на «дне» пальчикового бассейна). Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка.

Задание 2.

Цель: узнавать на картинках знакомые предметы, различать их по функциональному назначению (съедобное - несъедобное).

Описание игр на VI странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить ребенка совершать разные игровые действия с шариками и кружочками.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Вместе с ребенком взрослый собирает бусы из шариков (участие малыша определяется его двигательными возможностями: от самостоятельных действий до пассивной помощи: выбрать шарик из коробки и подать взрослому). На листе бумаги взрослый рисует круглые контуры бус или показывает готовый рисунок и предлагает малышу сделать такие же бусы из кружочков, накладывая их на круглые контуры.

Усложнение: контуры бус могут быть по-разному расположены в пространстве.

Задание 4.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания.

Игра «Воздушные шары»; ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который находится на уровне лица ребенка. Игровая цель: подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

Занятие № 35.

Задание 1.

Цель: учить ребенка различать сходные движения с опорой на сюжетные картинки.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям (занятие 33, задание 1; занятие 35, задание 1). См. выше.

Взрослый предъявляет последовательно пары сюжетных картинок на движения: идет - бежит, идет-едет, кушает-пьет, сидит-лежит, клюет-кушает, клюет-лакает, лакает-кушает и пр. Вопросы: «Кто идет? Кто едет? Покажи картинку, где кушает (пьет)

Задание 2,

Цель: учить ребенка соотносить звукоподражание с предметной картинкой, побуждать к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний -6и», «бом».

Описание игр (1-5) на VII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: познакомить с плоскостной геометрической фигурой - квадратом, учить различать куб и квадрат.

Используя любой игровой прием (сюрприз, загадку, «чудесный мешочек», взрослый предъявляет ребенку квадрат, «рисует его» на листе картона, называет: «Квадрат» и вырезает. Затем пытается поставить рядом кубик и квадрат (куб стоит, а квадрат лежит). Таким образом устанавливается различие между кубом и квадратом.

Усложнение: игры «Чудесный мешочек» (описание см. в занятии № 18, задание 1, - Большой - маленький» (описание см. в занятии №32, задание 3).

Занятие № 36.

Задание 1.

Цель: выполнять имитационные ручные движения в сочетании со стихотворным текстом.

Лодочка плывет по речке, (соединить ладони обеих рук «ковшиком»)

Оставляя на воде колечки. (делать скользящие движения

по поверхности стола).

Задание 2.

Цель: учить соотносить звукоподражание с предметной картинкой, побуждать к адекватному произнесению звукоподражаний в ходе игровых действий.

Описание игр (6 -10) на VII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить совершать различные игровые действия с квадратами и кубиками.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям (занятие 46, задание 3).

Вместе с ребенком взрослый выкладывает из кубиков дорожку (можно покатать по дорожке машинки, водить «человечков").

Затем на листе бумаги рисует контуры дорожки из квадратиков и предлагает малышу сделать такую же, накладывая на контур деревянные или пластмассовые квадратики (можно использовать игровые задачи задания 2).

Усложнение: различное пространственное расположение и направление дорожек.

Занятие № 37.

Задание 1.

Цель: развивать моторику руки.

Упражнение сопровождается чтением стихотворного текста.

Бабушка печет блины,

Очень вкусные они

Со сметаной, творогом (попеременные движения тыльной стороной

И горячим молоком. кисти и ладонью по поверхности стола)

Задание 2.

Цель: побуждать к различению понятий «один - много», пониманию инструкций, содержащих слова в форме единственного и множественного числа.

Описание игр на VIII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: познакомить с плоскостной геометрической фигурой - треугольником, учить различать призму и треугольник.

Используя игровые приемы, указанные в занятиях № 33,35, взрослый знакомит ребенка с треугольником и устанавливает различие между объемной (призмой) и плоскостной (треугольником) геометрическими формами (треугольник лежит, а призма стоит и лежит).

Усложнение: см. в занятиях №33,35.

Публикации по теме:

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Наречие» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новый раздел в работе над развитием речи. Называется он «НАРЕЧИЕ». Ребенок очень часто использует.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное» Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальной школе у ребенка могут возникнуть трудности, особенно в изучении русского языка.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Я придумал слово» Уважаемые коллеги! Продолжаю работу над информационным проектом для создания дидактического материала по лексическим темам. Предлагаю вашему.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Один — много» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам расширить раздел «Существительное», и добавить к нему тему «Один – много». Начиная говорить, ребенок с.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно»Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно» Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные дидактические игры, которые делаю сама.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс занятий с неговорящими детьми «Учимся говорить». 3 часть
Опубликовано: 18 февраля 2022 в 08:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс занятий с неговорящими детьми «Учимся говорить». 3 часть» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Линейцева (УИ 2224190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД