Екатерина Маларева
«Творчество и театр дома». Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество и театр дома
Дошкольное детство – это тот период, когда дети активно учатся говорить. Важно научить говорить их на родном языке правильно и выразительно. В этом помогают театрализованные игры. Предлагаем некоторые виды театров, с помощью которых легче использовать театрализованные игры, и которые возможно изготовить в домашних условиях. А также некоторые виды театральной деятельности, которую можно организовать дома со своим малышом.
Публикация «„Творчество и театр дома“, Рекомендации для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Например:
Театр игрушек. Самый простой и доступный вид театра для каждого родителя. Особенно эффективен в использовании с детьми от 0 до 3-х лет.
Настольный театр картинок. Используется с того момента, когда ребёнок сможет самостоятельно сидеть за столом. Дети старшего дошкольного возраста смогут сами сделать этот театр. Картинки должны быть устойчивыми (на подставках). Можно использовать фланелеграф (обёрнутый фланелевой тканью лист плотного картона и фанеры формата не менее А2)
Теневой театр. С детьми младшего дошкольного возраста взрослый действует картинками, а ребёнок рассказывает текст. Дети старшего дошкольного возраста сами показывают сказки для кукол, для братиков и сестричек, для бабушек и дедушек и для всех родных и близких.
Кукольный театр.
Драматизация. Этот вид театра предполагает наличие уголка для костюмов, шапочек.
Остановимся подробнее на каждом.
Театр игрушек
1. Большая игрушечная собачка «учит детей умываться» - взрослый от имени собачки общается с малышом, приговаривая:
Водичка, водичка, умой мое личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы ушки слушали
Чтобы зубки кушали.
2. Кошечка пришла в гости, знакомится с ребёнком. В этом случае малыш учится правилам поведения. Он здоровается с гостьей, пропевает своё имя. Понаблюдайте, с каким удовольствием Ваше чадо будет вести диалог с игрушкой.
3. Мама причесывает куклу, завязывает бантик, приговаривая:
Будет Катя милая
Милая, красивая, аккуратная.
Дети на этом примере учатся следить за собой.
Таким образом, можно придумать самим и разыграть с игрушками, которые всегда под рукой, любые сюжеты, нужные для привития детям нравственных ка-честв, культурно-гигиенических навыков. Такие «нравственные уроки» запомнятся ребёнку больше, чем простые нравоучения.
Для взрослого важно, действуя игрушкой, выразительно читать текст, меняя высоту звучания голоса, тембр. Речь должна быть чистой, внятной, служить образцом для ребёнка. Подрастая, он сам будет придумывать и разыгрывать сюжеты с игрушками.
Теневой театр
Все дети знают русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и др. Для их закрепления хорошо использовать теневой театр. Чтобы организовать данный вид деятельности, понадобится ширма, обтянутая белой непрозрачной материей – «экран», лампа, установленная за ширмой так, чтобы свет падал на «экран», плоскостные изображения персонажей (контурные, снабжённые палочками-держателями.
Играя с детьми младшего возраста взрослый действует картинками, а дети рассказывают текст. Это происходит так:
Мама: Посадил дед…
Ребёнок: …репку
Мама: Позвал дед на помощь…
Ребёнок: …бабку и т. д.
Можно использовать в сказке звучащие жесты.
Дети старшего дошкольного возраста сами показывают сказки для кукол для своих родных и близких.
Настольный театр картинок
С детьми младшего возраста для развития сюжета можно использовать известные попевки, потешки, детские стихи. Взрослый проговаривает текст и одновременно показывает картинки. Например:
- Сорока, сорока,
Где была?
- Далёко. (и т. д.)
Малыш повторяет потешку за взрослым, по окончании они вместе пропевают её полностью.
Можно использовать отвлечённый сюжет, добавив в конце исполнение не-сложной песенки. Например:
«Только выглянуло солнышко, как сразу же проснулся петушок (картинка с изображением петушка)
Он закричал – Ку-ка-ре-ку! (ребёнок пропевает или проговаривает)
Вышла во двор курочка с цыплятами, закричали: Ко- ко- ко. Пи- пи- пи. (Ребёнок пропевает или проговаривает)
Проснулся пес Барбос и залаял: Ав- ав- ав (песенная импровизация).
А из- за угла вышли два кота, серый и белый. Они запели: Мяу-мяу!
А где же они уже побывали, давай узнаем.
Исполняется песня «Два кота»
Та-та, два кота,
Два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане,
Лапки все в сметане.
Чёрный кот пошёл в подвал
И мышонка там поймал.»
Этот вид театра очень любим детьми старшего дошкольного возраста. Девочки с удовольствием мастерят барышень, принцесс, мальчики – солдат, животных. Дети мастерят из бумаги мебель и показывают спектакли «Золушка», «Снежная королева» и пр.
Используя постоянно театры игрушек, картинок и теневой театр, взрослый учит ребёнка выразительной речи, готовя предпосылки для самостоятельной театрально-игровой деятельности.
Драматизация
Этот вид театра предполагает наличие уголка для костюмов, шапочек. Взрослый читает сказку, затем вместе с ребёнком распределяются роли, репертуар, затем надеваются шапочки, костюмы и сказка показывается младшему братишке или старшей сестре, или навестившим внука (внучку) бабушке с дедушкой. Выбор аудитории зависит от вашего желания. Можно показать постановку даже любимым игрушкам. Ребёнок постарше может сам придумать сказку, распределить роли, папа или мама помогут приготовить костюмы и затем все вместе покажут сказку куклам или друзьям. Этот творческий процесс очень увлекает.
Кукольный театр
Этот театр предполагает наличие ширмы, декораций, специальных кукол.
Прежде чем показывать сказки, нужно научить ребёнка пользоваться куклами, научиться водить их по ширме, затем сочетать вождение и разговор. Роль рассказчика взрослый берет на себя. Нужно дать ребёнку возможность проиграть хотя бы одну серьёзную роль. Тогда он почувствует свои силы, необходимы для общения со сверстниками, преодолеет страх перед публикой. Это достигается и тем, что двигая куклой, сам ребёнок находится за ширмой. Это важно для неуверенных в себе детей. После таких тренировок в школе застенчивому ребёнку будет легче отвечать.
Если понаблюдать за детьми, Вы увидите, что они часто берут игрушки, разговаривают с ними, разыгрывают несложные сюжеты. Здесь очень важно научить их менять интонацию голоса: низким – говорить за курочку, петушка, медведя, а высоким – за птичку, цыпленка, утенка.
Нужно учить детей делать это осознанно:
- Почему Саша говорил за мишку низким, грубым голосом?
- ответ
- Правильно, он большой.
- Каким голосом волк просил бабушку открыть дверь?
- ответ
- Правильно, грубым. А когда ему не открыли, он изменил голос. Запел тоненько: «Откройте это я бедная, маленькая овечка».
Игра «Три медведя»
Медведь: «Кто сидел на моем стуле и съел мой суп?»
Медведица: «Кто сидел на моем стуле и съел мой суп?»
Мишутка: «Кто сидел на моем стуле и съел мой суп?» и т. д.
Нужно научить ребёнка говорить быстро и медленно, делать голос страшным, ласковым, нежным, хитрым.
Детям такие упражнения очень нравятся, они познают особенности своего го-лоса, свои творческие способности, способность перевоплощаться.
Игра «Колобок»
Колобок: Я колобок, колобок, румяный бок…
Заяц: Колобок, колобок, я тебя съем!
Волк: Колобок, колобок, я тебя съем!
Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем!
Лиса: Колобок, колобок, я тебя съем!
Нужно вместе с ребёнком найти подходящую интонацию для каждого персо-нажа и разыграть известный сюжет.
В качестве послесловия хочется сказать следующее. Осваивая со своим ребёнком различные виды театра, Вы получаете множественный эффект: учите его правильной, выразительной речи, развиваете его коммуникативные навыки, развиваете его творческое воображение, фантазию, помогаете преодолевать нежелательные моменты в поведении и так далее. А самое главное – Вы получаете личное общение со своим любимым чадом, узнаёте его возможности, интересы, наклонности. В дальнейшем эти минуты, проведённые вместе, прочно укрепят ваши отношения и наполнят их любовью, доброжелательностью, взаимопониманием и интересными воспоминаниями.
Желаем Вам удачи!