Наталья Свечко
Трудности адаптационного периода
▼ Скачать
"ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА"
Поступление ребёнка в ДОО вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребёнок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детской организации проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребёнка, и от взрослых больших усилий.
Публикация «Трудности адаптационного периода» размещена в разделах
От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детскую организацию, и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребёнка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряжённость, беспокойство или заторможенность. Ребёнок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздражённо отказывается от них, сторонится сверстников.
Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться.
В любом случае социальные связи ребёнка могут оказаться очень напряжёнными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.
Меняется и активность ребёнка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.
Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: лёгкую, среднюю и тяжёлую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Лёгкая адаптация длится 1—2 недели. У ребёнка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к ДОО длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30—40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёчки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжёлой адаптации. Ребёнок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль — не предохраняют его от инфекционных агентов, с которыми ему приходится сталкиваться; это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша.
Другой вариант тяжёлого протекания адаптационного периода — неадекватное поведение ребёнка настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Ребёнок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребёнок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведёт себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям.
«Как готовить ребенка к детскому саду»
Специальная подготовка ребенка к детскому саду должна проводиться задолго до поступления в детский сад. Эта подготовка включает в себя следующие пункты.
Родители должны:
1. Заранее узнать все новые моменты в режиме дня детского сада и ввести их в домашний режим дня ребенка, включающий:
– достаточный сон (не менее 9–10 часов);
– дневной сон;
– питание, соответствующее принятому в детском саду (меню максимально приблизить к утвержденному в детском саду, исключить насильственное кормление – важно, чтобы ребенок ел сам);
– навыки самообслуживания.
2. Заранее познакомиться с воспитателем, поговорить с ним о ребенке (особенностях его характера, домашнем окружении, гигиенических навыках).
3. Начать водить ребенка в детский сад не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а как минимум за 2–3 недели (младшие дети, за 1–1,5 месяца (дети раннего возраста). Время, проводимое ребенком в группе, увеличивать постепенно.
4. Не обсуждать при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
5. Отправлять ребенка в детский сад только при условии, что он здоров.
6. Создать положительный настрой на пребывание малыша в детском саду.
7. Не пугать ребенка детским садом в качестве наказания за проступки или непослушание.
8. Готовить ребенка к временной разлуке с вами и дать понять, что это неизбежно потому, что он уже большой.
9. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
10. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему ребенка (на время прекратить походы в гости, сократить время просмотра телепередач, не реагировать на его выходки и не наказывать за капризы, искать компромисс в отношениях с малышом, максимально бережно относиться к ребенку.
11. Не укутывать малыша, а одевать его в соответствии с температурой в группе и на улице.
12. В выходные дни придерживаться такого же режима дня, как в детском саду.
13. Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимать его слез при расставании всерьез – это может быть просто проявлением плохого настроения.
14. При явных изменениях в обычном поведении ребенка или при выраженных невротических реакциях как можно раньше обратиться к врачу.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
– хороший аппетит;
– спокойный сон;
– охотное общение с другими детьми;
– адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
– нормальное эмоциональное состояние (улыбается, хорошее настроение, спокоен).
Мы рады видеть вас и вашего ребенка
в нашем детском саду!