МААМ-картинки

Традиционное и инновационное сопровождение родителей как субъектов тифлопедагогического процесса

Мелкозеров Вячеслав
Традиционное и инновационное сопровождение родителей как субъектов тифлопедагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Целью моего сообщения выступает рассмотрение вопросов сотрудничества и взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации и родителей детей с нарушением зрения с позиции актуализации установления особых доверительных отношений между субъектами тифлопедагогического процесса – ребенка с инвалидностью по зрению, педагога, родителя- как условия и средства выработки единых продуктивных подходов взрослых к воспитанию и развитию ребенка со зрительной депривацией. Обобщен практический опыт использования традиционных и инновационных форм сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников с нарушением зрения.

Публикация «Традиционное и инновационное сопровождение родителей как субъектов тифлопедагогического процесса» размещена в разделах

«Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка.» Это слова Александра Ивановича Герцена. Они, как нельзя кстати, обозначают трудности процесса воспитания.

Опыт нашего детского сада по работе с родителями, воспитывающих детей с нарушением зрения, показывает, что большинство родителей искренне хотят помочь своим детям, однако они зачастую не знают, особых условий и средств развития своего ребенка, испытывающего трудности чувственного отражения, не до конца осознают, чему и как его обучить. Одной из главных целей учителей-дефектологов учреждения дошкольного образования, реализующего АООП и АОП для детей с ОВЗ-профессиональная помощь семье в воспитании и развитии детей со зрительной депривацией, при этом, не подменяя ее, а дополняя и способствуя обеспечению более полной реализации ее воспитательной функции семьи.

Сотрудничество, результативное взаимодействие родителей и педагогов в интересах ребенка, выявляющего особые образовательные потребности, может быть успешной только в том случае, если взрослые участники образовательных отношений станут союзниками в вопросах поиска и реализации эффективных педагогических условий развития ребенка, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Хочется сказать, что даже «заинтересованные» родители испытывают трудности в понимании особенностей развития своего ребенка и в специфике воспитательных воздействий. Часто родители ребенка с инвалидностью не готовы принимать его таким какой он есть. Или на осознание и принятие уходит очень много времени. А время в нашем случае — это тот ресурс, который нельзя ни как упускать, ведь каждый период детства имеет свое особое значение в развитии человека, с одной стороны. С другой - впереди школа и взрослая жизнь.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Эти формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. В опыте образовательной деятельности нашего учреждения актуализированы следующие традиционные формы работы детского сада с семьями воспитанников.

- беседы с родителями слепых и слабовидящих детей, в которых обсуждаем успехи ребенка и роль его семьи в дальнейшем развитии ребенка (фото);

- наглядно-информационное просвещение по вопросам ознакомления родителей с условиями содержанием и методами воспитания в условиях дошкольного учреждения.

-оформление папок передвижек и стендов для ознакомления родителей с актуальными подходами к решению вопросов воспитания детей с нарушением зрения;

-организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов в целях пропаганды тифлопедагогических знаний;

- дни открытых дверей, во время которых родители имеют возможность ближе познакомиться с работой педагогов, предметно-развивающей средой, специальными коррекционными пособиями и материалами (фото);

-родительские собрания, на которых участники образовательного процесса устанавливают контакты обсуждают важную педагогическую информацию по общим вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников с нарушением зрения (фото);

- консультации для обсуждения различных вопросов или проблем, связанных с особенностями развития ребенка, трудностями в овладении определенными знаниями, умениями, навыками (фото);

- выставки детских работ, в том числе выполненные в рамках коррекционно – развивающих заданий на занятиях тифлопедагога (фото);

-приобщение родителей к организации и участию в праздниках и развлечениях, цель которых сплотить родителей и детей, через конкурсно-игровую программу (фото).

В настоящее время широко используются нетрадиционные (инновационные) формы взаимодействия. Они актуальны, мобильны, быстро устанавливаются обоюдные связи. В нашем ДОУ активно используются, определяемые в литературе как нетрадиционные, следующие формы взаимодействия с родителями.

-Использование сайта ДОУ для просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением зрения, по вопросам их образовательных потребностей, индивидуальных особенностей развития;

-проведение акций «Подари ребенку книжку», «Берегите лес» и др., основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка для развития нравственных и личностных качеств дошкольников (фото);

-почта доверия основным назначением которой является сбор и анализ информации, обеспечение обратной связи между детским садом и семьями воспитанников;

- проведение мастер-класса «город профессий», проводимый родителями для детей. Такие мастер классы позволяют детям ознакомиться с различными профессиями. Например, мама одного из воспитанников рассказала детям о профессии фармацевта (фото); папа другого воспитанника показал, как печь печенье (фото, родитель военнослужащий рассказал детям о службе в армии (фото, по театральной деятельности показали мастер-класс группа родителей (фото, отмечу, что такая форма взаимодействия придумана нашим ДОУ;

-организации экскурсий с привлечением родителей, в результате которых дети получают новые знания, впечатления, идя рядом со своими одногруппниками и родителями (фото);

-круглый стол, где участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

-выпуски газет и плакатов, освещающих мероприятия из жизни нашего ДОУ (фото); --проведение тренингов и деловых игр, как эффективный метод взаимодействия педагогов с родителями (фото);

- организация выставки семейных реликвий, для формирования у детей представления о семейных ценностях, традициях (фото);

- «семейная гостиная» объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Опытом делятся не только специалисты детского сада, но и родители. Цель взаимодействия- диалог, в ходе которого участники приходят к разрешению заявленных проблем (фото).

-мастер -классы для родителей по использованию индивидуальных приемов обучения, игровых заданий и упражнений слепого ребенка в рамках семейного воспитания;

-Индивидуальные занятия, во время которых родители имеют возможность увидеть приемы работы с ребенком, чтобы закреплять работу самостоятельно в правильном направлении; чтобы видна была динамика развития ребенка. Во время занятий родителям предлагается игровые упражнения, которые можно использовать дома для занятий. (фото)

Все эти формы позволяют вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Привлекают их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с нарушениями зрения. Родители перестают быть просто зрителями и наблюдателями, а становятся участниками тифлопедагогического процесса. Плодотворное сотрудничество родителей слепых и слабовидящих детей и педагогов детского сада дает родителям возможность ощущать себя более компетентными в воспитании детей, в осознании их возможностей в зависимости от зрительного диагноза. Между родителями и педагогами формируются партнерские отношения с единым пониманием целей и задач педагогического процесса.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Инновационное многофункциональное дидактическое игровое пособие с резиночками «Мартышка — модница» (продолжение)Инновационное многофункциональное дидактическое игровое пособие с резиночками «Мартышка — модница» (продолжение) .

Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица»Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица» Одной из частей воспитательно – образовательной работы в детском саду согласно ФГОС, является создание предметно – пространственной.

Инновационное учебно-методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию. Лэпбук «День Победы»Инновационное учебно-методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию. Лэпбук «День Победы» За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения, в плане нравственных ценностей, отношения к нашей истории. Но, как бы ни.

Инновационное учебное пособие по патриотическому воспитанию «Лэпбук «Герои нашей Родины»Инновационное учебное пособие по патриотическому воспитанию «Лэпбук «Герои нашей Родины» России во все времена своего бытия приходилось вести многочисленные и постоянные войны, защищая свою независимость, отстаивая православную.

Фотоотчет «Кукла-закрутка — традиционное творческое занятие»Фотоотчет «Кукла-закрутка — традиционное творческое занятие» "Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Тематические дни: традиционное, привычное и необычное. Планирование и творческий подходТематические дни: традиционное, привычное и необычное. Планирование и творческий подход В своей ежедневной работе педагоги используют праздничные и знаменательные даты (дни рождения писателей, композиторов, народного календаря.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционное и инновационное сопровождение родителей как субъектов тифлопедагогического процесса
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 11:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиционное и инновационное сопровождение родителей как субъектов тифлопедагогического процесса» (включая файлы) размещена пользователем Мелкозеров Вячеслав (УИ 3222518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД