Мелкозеров Вячеслав
Традиционное и инновационное сопровождение родителей как субъектов тифлопедагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Целью моего сообщения выступает рассмотрение вопросов сотрудничества и взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации и родителей детей с нарушением зрения с позиции актуализации установления особых доверительных отношений между субъектами тифлопедагогического процесса – ребенка с инвалидностью по зрению, педагога, родителя- как условия и средства выработки единых продуктивных подходов взрослых к воспитанию и развитию ребенка со зрительной депривацией. Обобщен практический опыт использования традиционных и инновационных форм сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников с нарушением зрения.
Публикация «Традиционное и инновационное сопровождение родителей как субъектов тифлопедагогического процесса» размещена в разделах
«Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка.» Это слова Александра Ивановича Герцена. Они, как нельзя кстати, обозначают трудности процесса воспитания.
Опыт нашего детского сада по работе с родителями, воспитывающих детей с нарушением зрения, показывает, что большинство родителей искренне хотят помочь своим детям, однако они зачастую не знают, особых условий и средств развития своего ребенка, испытывающего трудности чувственного отражения, не до конца осознают, чему и как его обучить. Одной из главных целей учителей-дефектологов учреждения дошкольного образования, реализующего АООП и АОП для детей с ОВЗ-профессиональная помощь семье в воспитании и развитии детей со зрительной депривацией, при этом, не подменяя ее, а дополняя и способствуя обеспечению более полной реализации ее воспитательной функции семьи.
Сотрудничество, результативное взаимодействие родителей и педагогов в интересах ребенка, выявляющего особые образовательные потребности, может быть успешной только в том случае, если взрослые участники образовательных отношений станут союзниками в вопросах поиска и реализации эффективных педагогических условий развития ребенка, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Хочется сказать, что даже «заинтересованные» родители испытывают трудности в понимании особенностей развития своего ребенка и в специфике воспитательных воздействий. Часто родители ребенка с инвалидностью не готовы принимать его таким какой он есть. Или на осознание и принятие уходит очень много времени. А время в нашем случае — это тот ресурс, который нельзя ни как упускать, ведь каждый период детства имеет свое особое значение в развитии человека, с одной стороны. С другой - впереди школа и взрослая жизнь.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Эти формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. В опыте образовательной деятельности нашего учреждения актуализированы следующие традиционные формы работы детского сада с семьями воспитанников.
- беседы с родителями слепых и слабовидящих детей, в которых обсуждаем успехи ребенка и роль его семьи в дальнейшем развитии ребенка (фото);
- наглядно-информационное просвещение по вопросам ознакомления родителей с условиями содержанием и методами воспитания в условиях дошкольного учреждения.
-оформление папок передвижек и стендов для ознакомления родителей с актуальными подходами к решению вопросов воспитания детей с нарушением зрения;
-организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов в целях пропаганды тифлопедагогических знаний;
- дни открытых дверей, во время которых родители имеют возможность ближе познакомиться с работой педагогов, предметно-развивающей средой, специальными коррекционными пособиями и материалами (фото);
-родительские собрания, на которых участники образовательного процесса устанавливают контакты обсуждают важную педагогическую информацию по общим вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников с нарушением зрения (фото);
- консультации для обсуждения различных вопросов или проблем, связанных с особенностями развития ребенка, трудностями в овладении определенными знаниями, умениями, навыками (фото);
- выставки детских работ, в том числе выполненные в рамках коррекционно – развивающих заданий на занятиях тифлопедагога (фото);
-приобщение родителей к организации и участию в праздниках и развлечениях, цель которых сплотить родителей и детей, через конкурсно-игровую программу (фото).
В настоящее время широко используются нетрадиционные (инновационные) формы взаимодействия. Они актуальны, мобильны, быстро устанавливаются обоюдные связи. В нашем ДОУ активно используются, определяемые в литературе как нетрадиционные, следующие формы взаимодействия с родителями.
-Использование сайта ДОУ для просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением зрения, по вопросам их образовательных потребностей, индивидуальных особенностей развития;
-проведение акций «Подари ребенку книжку», «Берегите лес» и др., основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка для развития нравственных и личностных качеств дошкольников (фото);
-почта доверия основным назначением которой является сбор и анализ информации, обеспечение обратной связи между детским садом и семьями воспитанников;
- проведение мастер-класса «город профессий», проводимый родителями для детей. Такие мастер классы позволяют детям ознакомиться с различными профессиями. Например, мама одного из воспитанников рассказала детям о профессии фармацевта (фото); папа другого воспитанника показал, как печь печенье (фото, родитель военнослужащий рассказал детям о службе в армии (фото, по театральной деятельности показали мастер-класс группа родителей (фото, отмечу, что такая форма взаимодействия придумана нашим ДОУ;
-организации экскурсий с привлечением родителей, в результате которых дети получают новые знания, впечатления, идя рядом со своими одногруппниками и родителями (фото);
-круглый стол, где участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
-выпуски газет и плакатов, освещающих мероприятия из жизни нашего ДОУ (фото); --проведение тренингов и деловых игр, как эффективный метод взаимодействия педагогов с родителями (фото);
- организация выставки семейных реликвий, для формирования у детей представления о семейных ценностях, традициях (фото);
- «семейная гостиная» объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Опытом делятся не только специалисты детского сада, но и родители. Цель взаимодействия- диалог, в ходе которого участники приходят к разрешению заявленных проблем (фото).
-мастер -классы для родителей по использованию индивидуальных приемов обучения, игровых заданий и упражнений слепого ребенка в рамках семейного воспитания;
-Индивидуальные занятия, во время которых родители имеют возможность увидеть приемы работы с ребенком, чтобы закреплять работу самостоятельно в правильном направлении; чтобы видна была динамика развития ребенка. Во время занятий родителям предлагается игровые упражнения, которые можно использовать дома для занятий. (фото)
Все эти формы позволяют вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Привлекают их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с нарушениями зрения. Родители перестают быть просто зрителями и наблюдателями, а становятся участниками тифлопедагогического процесса. Плодотворное сотрудничество родителей слепых и слабовидящих детей и педагогов детского сада дает родителям возможность ощущать себя более компетентными в воспитании детей, в осознании их возможностей в зависимости от зрительного диагноза. Между родителями и педагогами формируются партнерские отношения с единым пониманием целей и задач педагогического процесса.