Юлия Федотова
Теоретические основы трудового и экономического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с существенными изменениями в государственно-политическом и экономическом устройстве России особое внимание уделяется воспитанию гражданина и его участию в общественной, политической, экономической жизни своей страны. В этой связи предъявляются особые требования к субъективным свойствам личности, связанным с умением проявлять самостоятельность, инициативность, ответственность, трудолюбие, строить коммуникативные связи, воспринимать происходящие изменения, принимать соответствующие решения. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте, так как период дошкольного детства является наиболее сенситивным для формирования экономических знаний, нравственно-экономических качеств, экономического мышления.
Публикация «Теоретические основы трудового и экономического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе. В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической и экономической культуре. Именно экономическая жизнь общества и включает экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ.
В то же время, экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, экономические отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.
По словам известного американского экономиста И. Колемана: «Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем этапе жизни, чем бороться против стихийно полученной экономической грамотности в дальнейший период жизни».
Дошкольное учреждение может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.
Среди основных задач в области экономического и трудового образования детей дошкольного возраста можно выделить следующие:
формирование экономических представлений об экономическом развитии общества, организации производства, товарно-денежных, нравственно-этических, государственно-юридических отношениях и др. ;
воспитание уважения к труду и людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности, экономное расходование материальных ресурсов, а также воспитание трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и других качеств личности;
формирование разумных экономических потребностей, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения, воспитание убеждения в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения своих потребностей.
Организация работы по экономическому образованию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС может осуществляться как приоритетная часть, формируемая участниками образовательного процесса в ДОУ и представляет собой целостную систему. Одним из условий успешного формирования трудовых и экономических представлений у детей дошкольного возраста является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребенок – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды.
В соответствии с ФГОС это условие можно реализовать в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-развивающей среды, позволяющей детям взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально.
Экономическое воспитание как часть воспитательной системы направлено на решение, прежде всего, общих задач воспитания и выступает как одно из связующих звеньев между трудовым, нравственным, политическим, правовым, умственным, экологическим и другими компонентами системы воспитания.
Анализ существующих исследований позволяет различить понятия «экономическое воспитание» и «экономическое образование». Экономическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование заинтересованного отношения у детей к экономическим знаниям, умениям, к труду, его результатам, ко времени, к природной среде, к денежным средствам и т. д. и выявление этого отношения в конкретной деятельности, которая представляет собой способ участия в экономической жизни общества.
Экономическое образование представляет собой педагогический адаптированный социальный опыт человечества в области экономики, который включает в себя определенную систему знаний, способов деятельности, опыт их осуществления, культуру общения в процессе экономической деятельности, выработку экономического мировоззрения. Экономическое и трудовое воспитание детей дошкольного возраста :
1. Способствует развитию экономического мышления, которое рассматривается как процесс познания, заключающийся в отвлеченном обобщенном и опосредствованном отражении фактов и явлений экономической жизни, в установлении связей и отношений между ними.
2. Формирует экономическую культуру, одним из компонентов которой является овладение человеком экономическими знаниями и умениями, развитие экономического мышления и сознания. Экономическая культура связана с уровнем экономического воспитания и образования, она формируется под влиянием семьи, школы, трудового коллектива.
3. Является условием и средством эффективной деятельности человека в области экономики. Основу экономической жизни общества составляют экономические отношения, которые возникают в результате деятельности людей, направленной на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ.
4. Обеспечивает формирование личностных качеств, а именно: трудолюбия, ответственности, бережливости, деловитости, предприимчивости, расчетливости, организованности, инициативности, практичности, самостоятельности и др. В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными образовательными организациями стоят важные задачи, одной из которых является трудовое и экономическое воспитание детей дошкольного возраста.