Анжела Сабанцева
Технология проектной деятельности в условиях ДОУ как инструмент реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
старший воспитатель
высшей квалификационной категории Сабанцева А. Н.
МБДОУ «Новоторъяльский
детский сад «Теремок»
«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо
выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые
надо решить» Роджер Левин
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Внедрение проектного метода даёт ребё нку возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Публикация «Технология проектной деятельности в условиях ДОУ как инструмент реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Этот метод, всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникает желание решить её.
Поэтому перед воспитателями стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность. В практику работы нашего детского сада внедрение проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами: чтобы лучше разбираться в технологии проектной деятельности мы проводили обучающие семинары, педсоветы, консультации по составлению проектов.
Первые пробы в проектной технологии в сотворчестве с педагогами нашего детского сада мы сделали в 2007 году. Это был общий проект детского сада «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны». Цель проекта была познакомить детей среднего и старшего дошкольного возраста с назначением головных уборов, материалами из которых они изготовлены. Здесь велась работа в Центрах активности: в центре искусства, дети рисовали, мастерила, лепили шляпы; в центре математики – измеряли, считали, искали одинаковые шляпы; в центре естествознания, проводили опыты с перьями, бусинами, с тканями, на игровые занятия приходила Старуха Шапокляк. Работа над проектом завершилась проведением занятий в группах «Головные уборы», и праздником «Парад шляп». Работали все сплоченно, с интересом, каждый искал, что-то интересное для реализации проекта.
В 2008 году в детском саду был реализован следующий проект «Куклы, в которые мы играем». В ходе реализации проекта выяснилось, что кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивается познавательная активность, мышление, воображение, память, пополняется словарный запас детей. Дети бережней относятся к своим куклам. Узнали, как изготавливать кукол для игры, и нашли применение изготовленным куклам в своей игровой деятельности. Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека, развивают инстинкт заботы, который потом перерастает в материнский инстинкт.
Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста невозможно без воспитания гражданско-патриотических чувств, гордости за подвиг своего народа, уважения к ветеранам. И в 2012году был реализован проект «Мои героические бабушки и дедушки», посвященный Дню Великой Победы. Глубоко изучив, тематику проекта выпустили свою рукописную Книгу Памяти. Это был краткосрочный проект, но он дал понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, эмоциональный отклик детей на результат своей деятельности.
В 2013 году разработали и реализовали творческий, педагогический проект «Моя любимая игрушка». Проект охватил весь детский сад. Длительность проекта была 5 месяцев. Участники проекта педагоги, дети всех возрастных групп; родители.
Проблема проекта состояла в том, что детство современного ребенка насыщено компьютерными играми и играми на планшетах и телефонах. Оставив ребенка наедине с такой игрушкой, взрослые не только подвергают ребенка негативному воздействию, нарушая его психологическое, интеллектуальное развитие, но и лишают его игрового общения. Современные дети поглощены компьютерными играми, не требующими речевого сопровождения. В результате реализации проекта у детей возросла речевая активность в разных видах деятельности, дети стали больше проявлять доброты и заботы по отношению к игрушкам. В каждой группе дети много читали, рисовали, лепили игрушки, прошли выставки «Моя любимая игрушка», все ходили на экскурсии друг к другу, затем состоялся большой праздник, с приглашением родителей.
В ФГОС Дошкольного образования, вступившего в действие с января 2014г., прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. Нам нужно создать условия для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.
Мы решили продолжить проектную деятельность в детском саду, но уже в направлении инновационной работы. В 2016-2018гг. нашему детскому саду присвоили статус региональной пилотной площадки с инновационным проектом «Использование сказкотерапии в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста».
Основная идея проекта - использование сказкотерапии в качестве способа передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, в качестве инструмента для пробуждения фантазии, развития творческого воображения детей дошкольного возраста через привлекательность и неповторимость сказки. Вся запланированная работа была нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса, через самый понятный инструмент детства- сказку.
Нами были разработаны и апробированы критерии определения навыков развития творческого воображения детей старшей группы, программы кружков, семейных клубов. Внедрены технологии сказкотерапии в образовательном пространстве детского сада. Создана программа сотрудничества через сотрудничество с социальными партнёрами. Разработана программа по развитию творческого воображения, логического мышления детей дошкольного возраста. По результатам проведенной авторской диагностики О. Дьяченко, у детей стала намного богаче фантазия, необычность и оригинальность образов, они стали намного впечатлительнее и эмоциональнее. Приобрели навыки сочинительства и разыгрывания эпизодов сказки.
Но для претворения в жизнь всех наших планов и задумок была необходима работа не только сотрудников детского сада, но и родителей. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели.
И еще одной эффективной формой взаимодействия педагогов и родителей с 2015 года, являются детско-родительские проекты.
Особенность заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.
В 2023году мы разработали совместный проект с детской библиотекой «Вместе с книгой я расту». Цель проекта : Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой.
Таким образом, использование метода проекта в работе с дошкольниками на сегодняшний день является актуальным инструментом реализации ФГОС ДО, помогает осваивать детям окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитие психических процессов детей дошкольного возраста.