Папки-передвижки

Опыт работы Технология музейной педагогики в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО

Валентина Плющенко
Опыт работы Технология музейной педагогики в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический коллектив МДОУ «ДС№17» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания, внедрение современных образовательных технологий. Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.

Публикация «Опыт работы „Технология музейной педагогики в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры.

Использование музейная педагогика в работе с дошкольниками дает возможности :

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей.

Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Цель: реализация направления Музейная педагогика как воспитательно- образовательной деятельности ДОУ. Создание модели взаимоотношений участников инновационной деятельности (педагог – родитель – ребенок)

Задачи:

С педагогами :

• обобщать и распространять опыт инновационной деятельности с применением технологий музейной педагогики.

• расширять музейное пространство ДОУ через организацию мини музеев, организацию виртуальных музеев;

С детьми:

• развивать познавательную активность детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

• способствовать формированию уважения к своей «малой родине», к истории, культуре и традициям родного края средствами музейной педагогики.

С родителями:

• заинтересовать родителей в создании мини-музеев, привлечь к совместным мероприятиям в проектно - исследовательской деятельности.

В рамках работы по реализации плана инновационной площадки в детском саду запланированы и проводятся различные мероприятия: семинар –практикум «Музейная педагогика - как форма организации совместной деятельности детей и взрослых»; практикум для воспитателей «Формирование музейного пространства в группе. Пошаговое составление паспорта мини-музея»; мастер –классы для педагогов : «Народная тряпичная кукла». Во всех группах прошли открытые просмотры интегрированных занятий по музейной педагогике.

Также были проведены консультации для воспитателей и родителей «Музейная педагогика в ДОУ : новые подходы в организации мини-музеев как средство реализации ФГОС ДО», -«Мини-музей в ДОУ как интегративная развивающая среда», «Мини-музей в ДОО как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста», анкетирование “Музейная педагогика - глазами педагогов”, «День открытых дверей». (проведение экскурсий для родителей, педагогов, детей. Ведется работа по оформлению методического сборника по инновационному опыту воспитателей МДОУ.

Расширение музейного пространства ДОУ происходит через реализацию проектов «Мини-музей своими руками». На педсовете №3 «Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников средствами музейной педагогики» (январь2023г, на аукционе педагогических идей педагоги выступили с презентацией и защитой мини-музеев своих групп.

Мини –музей «Такие разные мячи» (физинструктор Полтева А. П.). Одной из задач работы мини-музея является привлечение внимания детей и их родителей к физической культуре и спорту, используя экспозицию музея. Основные направления в развитии мини-музея :

Эволюция мяча.

Разновидность мячей.

Мячи разных видов спорта.

Исторические сведения о зарождении и развитии спортивных игр с мячом.

Музей имеет 2 фонда : основной (мячи из разных видов спорта) и вспомогательный (картотеки игр, демонстрационный материал).

Мини –музей «Вот такая пуговка» (воспитатель старшей группы Локтионова Л. А., целью работы является расширение кругозора детей посредством познавательно –исследовательской деятельности.

Музей имеет 2 фонда : основной (коллекция пуговиц) и вспомогательный (подбор картинок о пуговицах; альбомы: «История пуговицы», «Такие разные пуговицы», «Сказки и истории про пуговицы»; дидактические игры, детские поделки, конспекты занятий.

Мини –музей крупы (воспитатель второй младшей группы Коробань Ю. А.)

Разделы музея :

Наглядные пособия. Крупы, поделки из различных круп в разных техниках, картинки культур, картинки различных каш, сваренных из круп. Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются в процессе непосредственно образовательной деятельности

Библиотека. Здесь собраны загадки, сказки, стихи и пословицы о крупах, которые могут быть использованы как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Игротека. Дети могут использовать дидактические игры самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Военный мини-музей (средняя группа, воспитатель Боритько Т. Г.)

Создание «Военного мини-музея» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы.

Разделы мини –музея :

Коллекция мини- фильмов о войне

Литературные произведения о ВОВ

Песни военных лет.

Цикл бесед о ВОВ с рассматриванием иллюстраций

Презентации о войне (виртуальная экскурсия)

Альбом «Дети –герои ВОВ»

Подборка мультфильмов о войне

Игротека (раскраски,дидактические игр, выставка детских рисунков и поделок «Салют Победа»

Мини-музей «Русской обрядовой куклы»

Подготовительная группа, воспитатель Прилуцкая Е. В.

Профиль музея : познавательный. Как результат работы над проектом «Прошлое – далекое и близкое»

Цель: Пробудить интерес детей к русской народной культуре и традиционной народной кукле, через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;

Материал в мини-музее представлен несколькими разделами:

Игровые куклы

«Куклы, изготовленные без помощи иглы»

«Современные куклы»

Мотанка — от слова мотать. Это кукла из лоскутков, все элементы которой приматываются длинной нитью.

Колокольчик -валдайская кукла Колокольчик приносит в дом хорошие вести, радость и счастье.

Кукла-оберег из шерстяных ниток Целительная кукла из льняных ниток плелась обычно для больного человека. Такую куклу клали в кровать к заболевшему, она забирала его хворь на себя

Пеленашка-куколка в виде запелёнатого младенца изготавливалась беременными женщинами для будущего малыша

Желанница — кукла-оберег исполнения желаний.

Педагогический коллектив МДОУ «ДС№17» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания, внедрение современных образовательных технологий. Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.

Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры.

Использование музейная педагогика в работе с дошкольниками дает возможности :

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей.

Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Цель: реализация направления Музейная педагогика как воспитательно- образовательной деятельности ДОУ. Создание модели взаимоотношений участников инновационной деятельности (педагог – родитель – ребенок)

Задачи:

С педагогами :

• обобщать и распространять опыт инновационной деятельности с применением технологий музейной педагогики.

• расширять музейное пространство ДОУ через организацию мини музеев, организацию виртуальных музеев;

С детьми:

• развивать познавательную активность детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

• способствовать формированию уважения к своей «малой родине», к истории, культуре и традициям родного края средствами музейной педагогики.

С родителями:

• заинтересовать родителей в создании мини-музеев, привлечь к совместным мероприятиям в проектно - исследовательской деятельности.

В рамках работы по реализации плана инновационной площадки в детском саду запланированы и проводятся различные мероприятия: семинар –практикум «Музейная педагогика - как форма организации совместной деятельности детей и взрослых»; практикум для воспитателей «Формирование музейного пространства в группе. Пошаговое составление паспорта мини-музея»; мастер –классы для педагогов : «Народная тряпичная кукла». Во всех группах прошли открытые просмотры интегрированных занятий по музейной педагогике.

Также были проведены консультации для воспитателей и родителей «Музейная педагогика в ДОУ : новые подходы в организации мини-музеев как средство реализации ФГОС ДО», -«Мини-музей в ДОУ как интегративная развивающая среда», «Мини-музей в ДОО как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста», анкетирование “Музейная педагогика - глазами педагогов”, «День открытых дверей». (проведение экскурсий для родителей, педагогов, детей. Ведется работа по оформлению методического сборника по инновационному опыту воспитателей МДОУ.

Расширение музейного пространства ДОУ происходит через реализацию проектов «Мини-музей своими руками». На педсовете №3 «Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников средствами музейной педагогики» (январь2023г, на аукционе педагогических идей педагоги выступили с презентацией и защитой мини-музеев своих групп.

Мини –музей «Такие разные мячи» (физинструктор Полтева А. П.). Одной из задач работы мини-музея является привлечение внимания детей и их родителей к физической культуре и спорту, используя экспозицию музея. Основные направления в развитии мини-музея :

Эволюция мяча.

Разновидность мячей.

Мячи разных видов спорта.

Исторические сведения о зарождении и развитии спортивных игр с мячом.

Музей имеет 2 фонда : основной (мячи из разных видов спорта) и вспомогательный (картотеки игр, демонстрационный материал).

Мини –музей «Вот такая пуговка» (воспитатель старшей группы Локтионова Л. А., целью работы является расширение кругозора детей посредством познавательно –исследовательской деятельности.

Музей имеет 2 фонда : основной (коллекция пуговиц) и вспомогательный (подбор картинок о пуговицах; альбомы: «История пуговицы», «Такие разные пуговицы», «Сказки и истории про пуговицы»; дидактические игры, детские поделки, конспекты занятий.

Мини –музей крупы (воспитатель второй младшей группы Коробань Ю. А.)

Разделы музея :

Наглядные пособия. Крупы, поделки из различных круп в разных техниках, картинки культур, картинки различных каш, сваренных из круп. Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются в процессе непосредственно образовательной деятельности

Библиотека. Здесь собраны загадки, сказки, стихи и пословицы о крупах, которые могут быть использованы как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Игротека. Дети могут использовать дидактические игры самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Военный мини-музей (средняя группа, воспитатель Боритько Т. Г.)

Создание «Военного мини-музея» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы.

Разделы мини –музея :

Коллекция мини- фильмов о войне

Литературные произведения о ВОВ

Песни военных лет.

Цикл бесед о ВОВ с рассматриванием иллюстраций

Презентации о войне (виртуальная экскурсия)

Альбом «Дети –герои ВОВ»

Подборка мультфильмов о войне

Игротека (раскраски,дидактические игр, выставка детских рисунков и поделок «Салют Победа»

Мини-музей «Русской обрядовой куклы»

Подготовительная группа, воспитатель Прилуцкая Е. В.

Профиль музея : познавательный. Как результат работы над проектом «Прошлое – далекое и близкое»

Цель: Пробудить интерес детей к русской народной культуре и традиционной народной кукле, через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;

Материал в мини-музее представлен несколькими разделами:

Игровые куклы

«Куклы, изготовленные без помощи иглы»

«Современные куклы»

Мотанка — от слова мотать. Это кукла из лоскутков, все элементы которой приматываются длинной нитью.

Колокольчик -валдайская кукла Колокольчик приносит в дом хорошие вести, радость и счастье.

Кукла-оберег из шерстяных ниток Целительная кукла из льняных ниток плелась обычно для больного человека. Такую куклу клали в кровать к заболевшему, она забирала его хворь на себя

Пеленашка-куколка в виде запелёнатого младенца изготавливалась беременными женщинами для будущего малыша

Желанница — кукла-оберег исполнения желаний.

Каждый созданный в ДОУ мини-музей –результат общения, партнерской деятельности воспитателя, детей и их родителей.

С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняли педагогические функции. В музее человек не просто получает знание, а учится быть человеком. Если дети не имеют возможности (из-за разных причин) посетить и познакомится с настоящими музеями, то на помощь им приходят музеи виртуальные, которые знакомят детей с историческим и культурным наследием нашей родины с использованием современных информационно –коммуникативных технологий. Интерактивные и мультимедийные средства усиливают мотивацию детей, активизируют познавательную деятельность детей и моделируют различные игровые ситуации. Виртуальный музей в детском саду делает доступным культурное наследие родного края с точки зрения взаимодействия семьи, детского сада и музея. Таким образом, виртуальные экскурсии сегодня позволяют посещать известные музеи мира, знакомиться с их мировыми достопримечательностями. Включение «Виртуального музея» в образовательный процесс способствует объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, общей культуры личности ребенка.

Понимая всю значимость» Виртуального музея», мы пришли к выводу, что творчество русского народа близко по своей природе к творчеству ребенка – дошкольника, это простота, завершенность формы, обобщенность образа. Организационной основой виртуального музея являются : сайты реальных музеев; сайты в глобальной сети Интернет, не имеющие реального аналога; слайд-шоу или слайд-показы; компьютерные программы; видео CD, DVD (диски). Педагогами ДОУ разработан и используется в работе список сайтов традиционных музеев, осуществляющих виртуальные экскурсии.

Одним из перспективных направлений в работе ДОУ является организация детско-родительского конкурса виртуальных экскурсий. Его целью является формирование познавательного интереса и развитие IT-компетентности родителей и детей.

Создавая совместные проекты виртуальных экскурсий по различным темам проектов («Природа родного края»,«Моя улица», «Достопримечательности нашего села», «Наши домашние питомцы», «Я был в музее» и др, дети углубляют полученные знания, осваивают приемы, методы исследо-вательской деятельности и навыки использования компьютера. Работа по созданию Виртуального музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнерских отношений с родителями и наблюдается рост духовно – нравственного воспитания детей.

Таким образом, виртуальный музей способствует развитию познавательных процессов, формирует социальную установку, делает жизнь всех участников воспитательно -образовательного процесса более насыщенной и интересной, поднимает культуру воспитанников, развивает их интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира, а для педагогов и родителей является центром сохранения ценностных ориентиров и педагогической культуры.

Каждый созданный в ДОУ мини-музей –результат общения, партнерской деятельности воспитателя, детей и их родителей.

С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняли педагогические функции. В музее человек не просто получает знание, а учится быть человеком. Если дети не имеют возможности (из-за разных причин) посетить и познакомится с настоящими музеями, то на помощь им приходят музеи виртуальные, которые знакомят детей с историческим и культурным наследием нашей родины с использованием современных информационно –коммуникативных технологий. Интерактивные и мультимедийные средства усиливают мотивацию детей, активизируют познавательную деятельность детей и моделируют различные игровые ситуации. Виртуальный музей в детском саду делает доступным культурное наследие родного края с точки зрения взаимодействия семьи, детского сада и музея. Таким образом, виртуальные экскурсии сегодня позволяют посещать известные музеи мира, знакомиться с их мировыми достопримечательностями. Включение «Виртуального музея» в образовательный процесс способствует объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, общей культуры личности ребенка.

Понимая всю значимость» Виртуального музея», мы пришли к выводу, что творчество русского народа близко по своей природе к творчеству ребенка – дошкольника, это простота, завершенность формы, обобщенность образа. Организационной основой виртуального музея являются : сайты реальных музеев; сайты в глобальной сети Интернет, не имеющие реального аналога; слайд-шоу или слайд-показы; компьютерные программы; видео CD, DVD (диски). Педагогами ДОУ разработан и используется в работе список сайтов традиционных музеев, осуществляющих виртуальные экскурсии.

Одним из перспективных направлений в работе ДОУ является организация детско-родительского конкурса виртуальных экскурсий. Его целью является формирование познавательного интереса и развитие IT-компетентности родителей и детей.

Создавая совместные проекты виртуальных экскурсий по различным темам проектов («Природа родного края»,«Моя улица», «Достопримечательности нашего села», «Наши домашние питомцы», «Я был в музее» и др, дети углубляют полученные знания, осваивают приемы, методы исследо-вательской деятельности и навыки использования компьютера. Работа по созданию Виртуального музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнерских отношений с родителями и наблюдается рост духовно – нравственного воспитания детей.

Таким образом, виртуальный музей способствует развитию познавательных процессов, формирует социальную установку, делает жизнь всех участников воспитательно -образовательного процесса более насыщенной и интересной, поднимает культуру воспитанников, развивает их интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира, а для педагогов и родителей является центром сохранения ценностных ориентиров и педагогической культуры.

Публикации по теме:

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы Технология музейной педагогики в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 25 марта 2025 в 00:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы Технология музейной педагогики в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Плющенко (УИ 441828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 апреля 2025 среда
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД