Вера Смирнова
Театрализованное представление празднования старинного чувашского языческого обряда «УЯВ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Оборудование, оформление
3. Методический совет на подготовительный период
4. Сценарный план, ход проведения мероприятия
5. Методический совет организаторам и постановщикам
6. Методический совет на период ближайшего последействия
7. Список используемой литературы
1. Пояснительная записка
Формирование у ребенка начал национального самосознания, уважительного и доб-рожелательного отношения к людям других национальностей, интереса к национальной культуре и традициям является в настоящее время актуальным направлением в воспита-нии подрастающего поколения. Их решение обеспечивается за счет обучения ребенка языкам, использования краеведческого материала в содержании воспитания и произведе-ний национальной культуры: народного фольклора, декоративно-прикладного творчества, классического и современного музыкального искусства и литературы.
Публикация «Театрализованное представление празднования старинного чувашского языческого обряда „УЯВ“» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Театр. Театрализованная деятельность
- Уяв. Чувашский праздник
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашский язык. Материалы для изучения чувашского языка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Возможно, чем дальше уходят от нас традиции и обычаи старины, тем меньше ос-тается возможности нашему подрастающему поколению соприкоснуться с немыми свиде-телями прошлых столетий. Но ведь праздники продолжают жить в народе и вызывают к себе интерес у подрастающего поколения. Мы поставили для себя задачу – собрать и со-хранить опыт работы по проведению чувашских народных праздников. Ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа народа, это надежда на новое, светлое, счастливое бу-дущее. В них история народная и корни наши духовные. Светлое, радостное общение де-тей и взрослых во время подготовки и проведения народных праздников – важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций. В данной методической разработке мы постарались раскрыть одну из форм педагогической технологии обучения и воспитания дошкольников на примере празднования старинного чувашского национального обряда «УЯВ».
Цель: Методическая разработка на тему: Театрализованное представление празднова-ния старинного чувашского языческого обряда «УЯВ» даёт возможность понять, на сколько важно соблюдать и чтить народные традиции, уметь возрождать эти тради-ции среди населения.
Задачи:
- Расширить знакомства с доступной для детского восприятия культурой чувашского на-рода;
-Формировать навыки выразительного чтения, навыкам ритмичных плясок при исполне-нии старинного обряда;
- Развитие способности в разговорной речи на чувашском языке и самостоятельно делать простые выводы;
- Воспитание нравственных качеств ребёнка, на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа;
Формы и методы проведения мероприятия:
В методической разработке проведения мероприятие показано в виде театрализованного представления празднования старинного чувашского языческого обряда «УЯВ» отражены основные организационные моменты, представлена презентация и подробнейший сце-нарный план, ход проведения данного мероприятия. Презентация «Самобытная культура чувашского народа», использование краеведческого материала в содержании воспитания и произведений национальной культуры: народного фольклора, декоративно-прикладного творчества, классического и современного музыкального искусства и лите-ратуры.
Категория участников мероприятия:
воспитанники старшей и подготовительной группы МБДОУ «Д/С№1 «Золотой ключик»
г. Шумерля ЧР.
Условия для проведения мероприятия:
Для проведения мероприятия необходимо оформить музыкальный зал в чувашском сти-ле. Все участники в национальных костюмах.
2. Оборудование, оформление.
ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, записи чувашских на-родных мелодий, классических и современных мелодий, детских песен, образцы народ-ных музыкальных инструментов, иллюстрации, портреты чувашских композиторов, слай-ды по теме «Чувашские праздники и обряды».
3. Методический совет на подготовительный период.
При подготовке к этому мероприятию нужно обратить внимание на следующее: оформ-ление музыкального зала, наглядно – дидактический материал, предметно – развивающую среду. Раздаточный материал подготовить заранее. При подготовке к этому занятию мы взяли литературу в библиотеке, в методическом кабинете подобрали нужный раздаточный дидактический материал, литературу и обратились за методической помощью к методисту детского сада. А также обратились за помощью к музыкальному руководителю в вопросах оформления музыкального зала и музыкального сопровождения занятия. Обратились к родителям за помощью при изготовлении наглядно – дидактического материала.
4. Сценарный план, ход проведения мероприятия.
Все участники, взявшись за руки, входят в зал и, организуя два больших круга, во-дят хоровод: в центре хоровода молодой человек несёт украшенное лентами дерево.
1 часть (Презентация) :
На берегу великой реки Суры живёт и трудится чувашский народ. Народ со своей инте-ресной историей, своими обычаями, самобытной культурой.
1. Ребё нок: Трудолюбием, усердием достиг чувашский народ больших успехов во всём. А чтобы жизнь была интересней, чуваши старались от души веселится.
1. В глубине веков теряются истоки народных праздников. Сегодня мы побываем на од-ном из праздников чувашского народа Уяв.
Звучит чувашская мелодия. Дети смотрят и говорят:
1. Уяв килет! Уяв килет!
2. Ханасем килессе! Ханасем килессе
Первый круг хоровода движется в левую сторону, второй – в правую. Исполняются хороводные песни на чувашском языке, далее все садятся на места.
Дети: Ыра кун пултар!
Ведущая: Ыра кун пултар ханасем.
1 ребё нок: Приехали мы к вам на уяв веселиться.
2 ребё нок: Уяв весёлый, собирай друзей
Будут шутки, будет смех
Этот праздник наш для всех.
3 ребёнок. Чувашия любимая
Родная сторона
Ты песнями и танцами
Славишься всегда
4 ребёнок. Ушканпа эпир ялан
Хыт кететпер уява,
Юрасем те веренетпер
Сава калама пелетпер
Ведущая: Мы всегда рады гостям, иртер иртер, милости просим, проходите
Гость 1:Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Гость 2:Гости – люди подневольные, где посадят там и сидят.
Гость 3: Дома сидеть ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя пока-зать!
Хозяйка: Проходите, проходите,
Народ собирается, уяв начинается
Садитесь на лавки да не делайте давки
Звучит музыка в зал входит Дед и Баба
Мучи: Салам! Здравствуйте! Приехали мы к вам на уяв повеселиться.
Карчак: Вылятар –и, кулатар-и, пире хапал таватар-и?
Хапал тусан висе утам малалла иртетпер, хапал тумасан висе утам каялла чакса тарапар. Хапал таватар-и?
Дети: Хапал таватпар! (приглашаем)
Ведущая: Эпир яланах ханасене саванасла. Иртер, иртер. Малалла вырнасса ларар.
Сака савра сер синче
Сер пин терле халах пур,
Сер пин халах асенче
Сер пин терле вайа пур.
Карчак: Правильно говорите, много разных игр есть у нашего норда. Дед, помнишь, в молодости мы играли в интересную игру. Как она называлась?
Мучи: Помню, помню, а называется она:»Калтар-калтар» (колечко, Собирайся в круг по-играем.
(Дед и баба собирают 5 фантов и обыгрывают её)
Дед присаживается на корточки. Баба, поднимая за спиной вещь, спрашивает.
Карчак: (лапти) Ку япалапа мен тумалла?
Мучи : Ку япалапа таша ташламалла. (Лапти)
Туп- туп – тупата
Ик урара сапата
Атя, Ванюк, урама
Ура хусса ташлама.
(Топ- топ топотки,
На ногах лапотки
Пойдём, Ваня погулять,
В хороводе поплясать. (1. Танец с лаптями)
Карчак: снова спрашивает : Ку япалапа мен тумалла?
Мучи: Вайа вылямалла. (2 .игра «Сереем пусса вир акрам»)
Баба снова спрашивает : Ку япалапа мен тумалла?
Мучи : 3. Такмаксем юрламалла (Дети поют частушки) (Платочки)
1. Урай варне тухар-и
Такмакласа юрлар-и
Кунта килне ханасене
Телентерсе ярар-и?
2. Асанма та хам аста
Саванма та хам аста
Вайас купас каласан
Ташлама та хам аста
3. Край чувашский хорош
Лучше края не найдёшь
Мы танцуем и поём
Вот так весело живём
4. Гармонист, гармонист
Лента сакма юрат-и?
Эс калана кевепе
Ташламашкан юрат-и?
5. Анатала тавалла
Сапа сумар сумалла
Ташлар вайа ташшине
Сын теленсе тамалла
Карчак: снова спрашивает : Ку япалапа мен тумалла?
Мучи: 4. Прибаутки каламалла
(соня и Юля прибаутки читают)
Шаши аста?
Шатакра.
Шатак аста?
Шывра
Шыв аста?
Херле вакарта.
Херле вакар аста?
Сар чахра.
Сар чах аста?
Хурчкара.
Хурчка аста?
Хурамара.
Хурама аста?
Пуртара.
Пурта аста?
Тимерсере.
Тимерсе аста7
Кел пулна та весе кайна.
Карчак снова спрашивает : Ку япалапа мен тумалла (полотенце)
Мучи: 5. Таша ташламалла.
Общий танец. (полотенце)
Илемле чавашташши
Илемле чаваш таши
Ташлама пелсен канна
Карчак снова спрашивает: Ку япалапа мен тумалла (играВай висмелле)
Мучи: Вай висмелле
Ведущая: Кажется, играм соревнованиям нет конца. Закружилась бурлящий в празднич-ный потоке, бесконечный весёлый Уяв. Дети встают полукругом и исполняют песню «Мы славно гуляли на празднике нашем», на последний куплет песни берутся за руки и уходят из зала.
5. Методический совет организаторам и постановщикам.
При проведении таких мероприятий у детей формируется национальное самосознание, уважительное отношение к чувашской культуре, происходит знакомство с чувашскими обрядами. У воспитанников формируются положительные нравственные качества: доб-рота, отзывчивость, желание помочь. Но нужно обратить внимание на следующее. Мы предлагаем инсценировать и другие чувашские обряды при этом необычно и красочно оформлять музыкальный зал. Предложить расширенный игровой материал каждому ребенку.
6. Методический совет на период ближайшего последействия.
Оформить в группе стенд «Самобытная культура чувашского народа», в котором дети, родители и воспитатели выразят с помощью оформительской работы свою любовь и ува-жение к родному чувашскому краю, чтобы сохранялись в наших детях история народная и корни наши духовные.
7. Список используемой литературы.
Белов В. И. Лад: «Очерки о народной эстетике». М., 1982,1989.
Волков Г. Н. «Трудовые традиции чувашского народа : этно педагогический очерк». Че-боксары, 1970.
О. Г. Кульев. Таван ен культури. Чаваш кенеке издательстви. Шупашкар,2002с.
Н. Г. Иванова, В. П. Никитин. Чаваш самахлахе. 1 пай. Чаваш кенеке издательстви. Шупаш-кар,1993с.
Фуке А. А. «Чувашская народная поэзия». Чебоксары, 1990. «Чувашский фольклор. Биб-лиографический указатель». Чебоксары, 1986. «Чувашский фольклор. Специфика жан-ров». Чебоксары, 1982. Чувашские праздники и обряды. Методическое пособие. Чебокса-ры,1991.
8. Авторы методической разработки:
- Антонова Любовь Михайловна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 1 «Золотой ключик» г. Шумерля
- Смирнова В. А. воспитатель МБДОУ «Д/С№1 «Золотой ключик» города Шумерля Чу-вашской Республики;
- Шалева Н. Н. воспитатель МБДОУ «Д/С№1 «Золотой ключик» города Шумерля Чуваш-ской Республики.