Ангелина Таценко
Педагогический совет «Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учётом ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Театрализованная деятельность в современном ДОУ
с учётом ФГОС ДО»
Форма проведения: игра «Театральный ринг».
Публикация «Педагогический совет „Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учётом ФГОС до“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель: систематизирование знаний педагогов о театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по организации и проведению театрально-игровой деятельности. Учить работать с рекомендуемыми методическими источниками, отбирая нужную информацию. Развивать умение педагогов дискуссировать, во время ответов опираться на личный педагогический опыт.
Подготовка:
1. Тематический контроль «Организация работы по театрализованной деятельности в ДОУ».
2. Консультации педагогов ДОУ «Требования к организации и содержанию театрализованной деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста»
3. Семинар-практикум Роль сказки в нравственном воспитании дошкольника»
4. Проведение открытых мероприятий по теме: «Театрализованная деятельность в современном ДОУс учётом ФГОС ДО»
5. Смотр-конкурс уголков театрализованной деятельности «Волшебный мир театра». (Фотоотчёт)
6. Организация и проведение в группах «Недели театра». (Папка - накопитешль)
7. Самостоятельное изучение литературы по теме «Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками».
Оборудование: колокольчики - сигналы, ручка, листы бумаги на каждую команду, кроссворд «Театральные термины» на две команды, чёрный ящик, яблоко, карточки с заданиями, текст сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и журавль».
Повестка дня:
1. Вступительное слово «Задачи художественно-эстетического развития в соответствии с ФГОС ДО»
2. Выступление по теме педсовета : «Значение и специфика театрального искусства». (Заведующий ДОУ)
3. Отчет о выполнении решения предыдущего педсовета (Зам. зав по ВМР-Таценко А. В. ; старший воспитатель.).
4. Итоги тематической проверки «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду» (Зам. зав по ВМР-Таценко А. В. ; старший воспитатель.).
5. Игра «Театральный ринг». (Зам. зав по ВМР-Таценко А. В. ; старший воспитатель – .).
6. Подведение итогов, решение педсовета. (Заведующий ДОУ.)
Ход педагогического совета
1 часть (теоретическая).
1. Вступительное слово «Задачи художественно-эстетического развития в соответствии с ФГОС ДО»
2. Выступление Зам. зав по ВМР ТаценкоА. В. и старшего воспитателя «Значение и специфика театрального искусства». Презентация «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста в ДОУ».
3. Результаты тематического контроля.
Справка по итогам тематического контроля
«Организация театрализованной деятельности в ДОУ»
Цель: проанализировать профессиональное мастерство педагогов по организации театрализованной деятельности, изучить условия, созданные в группах для развития театрализованной деятельности, организацию театрализованных игр в разных видах деятельности, возможность выбора различных видов театра.
Сроки проведения:.
Возрастные группы: все возрастные группы ДОУ.
Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2016-2017 уч. год.
Ответственные: Зам. зав по ВМР ТаценкоА. В. и старшего воспитателя, воспитатели и специалисты ДОУ.
Вопросы контроля:
1. Создание условий в группах для проведения работы по театрализованной деятельности в ДОУ.
2. Планирование образовательно-воспитательной работы с детьми.
3. Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности и уровень развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
4. Система работы с родителями по организации театрализованной деятельности.
Тематическая проверка по организации театрализованной деятельности в ДОУ была проведена в форме посещения и анализа ООД, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, анкетирование педагогов, обследования развивающей среды в группе (смотр-конкурс театрализованных уголков, анализ разнообразия форм сотрудничества с родителями и их эффективность.
Проверка показала:
1. Создание условий в группах для проведения работы по театрализованной деятельности в ДОУ.
Очень важны для развития театральной деятельности созданные условия и развивающая среда групп. В ходе тематической проверки проведен смотр- конкурс театральных уголков «Волшебный мир театра».
В ДОУ созданы необходимые условия для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров : бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др. ;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
Во всех возрастных группах развивающая среда обеспечивает совместную театральную деятельность педагогов и воспитанников, в то же самое время является основой для самостоятельной деятельности и самообразования дошкольников.
Имеются театрализованные зоны, в состав которых входит ширма для показа кукольного спектакля, персонажи для демонстрации кукольного спектакля, различные виды театров (теневой, пальчиковый, плоскостной, настольный, «Би-ба-бо», конусный, перчаточный и др., костюмы для постановок, маски для драматизации сказок, дидактические игры, театр на фланелеграфе, нетрадиционные виды театров, атрибуты для игр-драматизаций и т. д. Насыщенность театральных уголков имеется во всех возрастных группах.
Материалы представлены в папках –копилках по театрализованной деятельности воспитателей второй группы раннего возраста второй группы раннего возраста №2, воспитатель ; младшей группы №5 воспитатель. ; младшей группы №10, воспитатель. ; средней группы №3 .; Средней группы №2 ; Старшей группы №4, воспитатель- .; Старшей группы №6-воспитатель. ; Подготовительной группы №8- .; Подготовительной группы №9 –воспитатель
Театральные центры в большинстве групп представлены, как приобретенными игрушками, так и изготовленными своими руками.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Педагоги ДОУ используют такие виды театра, как:
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).
Все виды театров и реквизитов для разыгрывания сценок и спектаклей безопасны, эстетичны, аккуратно хранятся в доступном месте. А также имеется копилка мультипликационных фильмов, сказок, интерактивных игр.
Во всех возрастных группах имеется в театрализованной деятельности
Педагоги корпуса1 и корпуса 2 не только показали свои театрализованные центры, но и обыграли их и представили в сказочной форме. (фото и видеоматериалы семинара)
Методическая копилка во всех группах достаточно обширна и разнообразна.
2. Планирование образовательно-воспитательной работы с детьми.
Документация воспитателей ведётся систематически и аккуратно.
Театрализованная деятельность педагоги планируют регулярно. Педагоги используют разные формы работы: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных фильмов и сказок, беседы по сказкам и т. д.
Проводят артикуляционные гимнастики, упражнения для голоса, загадки-описания, чистоговорки, ритмопластику, инсценировку, постановки-драматизации, ситуации-общения, индивидуальную работу с дошкольниками. (Фотоотчёт)
Педагоги имеют большое количество разнообразного материала по организации и проведению театрализованной деятельности, методические рекомендации, консультации по её организации.
Так же ведётся работа с родителями. В группах оформлены уголки для родителей, представлен консультативный материал по теме «Театр в мире ребёнка», «В театр играем, речь развиваем» и т. д.
В целях улучшения работы по этому разделу можно наметить следующие рекомендации: работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности продолжать планировать и осуществлять систематически. Продолжать пополнять методическую театральную копилку различными видами театров, картотеками, конспектами и т. д.
3. Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности и уровень развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
С целью изучения данного вопроса были проведены следующие методы контроля: анкетирование педагогов «Организация театрализованной деятельности в ДОУ», наблюдение за деятельностью педагогов в рамках ОД, и совместной деятельности педагога с детьми (открытые показы и просмотры театрализованных постановок, театрализованных игр с участием детей).
По результатам контоля было выявлено, что в младших группах (гр. №1, №5,№7,№10) в возрасте 2 - 3 лет малыши активно интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, педагоги показывают куклу детям:
-К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. И т. д.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
Средних группах( № 2 и №3)
Мною было выявлено, что дети постепенно переходит:- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
Так же было выявлено, что театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
В Старших группах (№4 и №6) дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Контроль в подготовительных группах (№ 8 и №9) показал: дети подготовительной к школе группы интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
В старшем возрасте, игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Все материалы оснащения театрализованного центра в группах представлены в приложении №1 и в папках-копилках педагогов.
Анализируя результаты оценки дошкольников мною выявлено, что педагоги на достаточно хорошем уровне дают детям знания, по театрализованной деятельности.
У детей проявляется интерес к литературе, театру. Благодаря проделанной работе видно развитие эмоциональной, выразительной речи детей, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Все воспитатели ответственно относятся к решению задачи по организации театрализованной деятельности детей и применяют свои знания по данному направлению.
4. Система работы с родителями по организации театрализованной деятельности.
Анализ системы работы с родителями по театрализованной деятельности показал, что в групповых родительских уголках представлена информация для родителей по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Это папки – передвижки, консультативный материал, памятки,буклеты. Педагоги большинства групп ДОУ ведут работу по привлечению родителей к изготовлению различных видов театров и атрибутов к театрализованной деятельности.
• Родителями в младшей группе №1 (воспитатель Попова Л. Г.) изготовили перчаточный театр, куклы на ложках, вязаный театр к сказке «Рукавичка», ширму для кукол,мини-ширма для кукол (кокмеш);
• Родителями средней группы № 3 (воспитатель Курамшина Г. Н.) изготовили пальчиковый вязаный театр, пальчиковый фетровый театр.
• Родителями старшей группы № 4 (воспитатель С) изготовили театральные маски, теневой театр, изготовили ширму.
• Родителями младшей группы № 5 (воспитатель С) –
• Родителями старшей группы № 6 (воспитатель С) -пальчиковый театр, связанный крючком,
-мини-ширма для пальчикового театра
• Родителями младшей группы № 7 (воспитатель Б.) –изготовлен был перчаточный театр.
• Родителями подготовительной группы № 8 (воспитательТ.) изготовлены куклы из подручного материала
• Родителями подготовительной группы № 9 (воспитатель П.) изготовлены куклы папье маше; театральные - маски героев к сказкам
• Родителями младшей группы № 10 (воспитатель М) изготовлен «Пальчиковый театр».
Педагогами ДОУ проведён День открытых дверей «Мир театра в детском саду», где родителям представили театрализованные представления на группах.
Все материалы проведённой ООД, консультаций, план тематической недели театра представлен в папке-копилке каждого педагога ДОУ. (приложение)
С педагогами ДОУ проведено анкетирование по теме: «Организация театрализованной деятельности в ДОУ»анализируя данные, полученные в результате анкетирования педагогов, можно сделать следующие выводы: большинство родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в семье. Так же родители хотя и знают, как организовать эту деятельность в семье, но не у всех хватает желание и время на это. А большинство анкетируемых, хотели бы получить дополнительную информацию, знания по организации данной деятельности.
Вывод по данному вопросу очевиден: необходимо активнее информировать и привлекать родителей по данному направлению.
По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:
работа педагогического коллектива детского сада по организации театрализованной деятельности в ДОУ ведётся планомерно, целенаправленно, систематически, во всех группах на высоком уровне.
Рекомендации:
1. Воспитателям всех групп продолжать работу по созданию условий для проведения работы по театрализованной деятельности в ДОУ.
Педагогам групп № … провести дополнительную работу по оформлению театрализованной зоны, дополнить их разнообразными видами театров, атрибутов, костюмов. Увеличить методическую копилку. Расширить и разнообразить картотеки по данному направлению.
Срок исполнения: до февраля 2017 года.
Ответственные за проверку исполнения:…
2. Планирование образовательно-воспитательной работы с детьми по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности осуществлять систематически в разнообразных формах работы: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы, артикуляционная гимнастика, упражнения для голоса, загадки-описания, чистоговорки, ритмопластика, инсценировка,постановки-драматизации, ситуации-общения, индивидуальная работа, совместная и самостоятельная работа.
Срок исполнения: постоянно.
Ответственные за проверку исполнения:….
3. Педагогам всех групп ДОУ продолжать повышать уровень профессионального мастерства по данному направлению, использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы работы по театрализованной деятельности. Организовывать театральные игры в различных видах деятельности.
Педагогам : ….
ознакомиться с опытом работы по театрализованной деятельности других возрастных групп и скорректировать свою работу в данном направлении.
Срок исполнения: постоянно для всех педагогов.
Педагогам… показать работу по совместной деятельности с детьми до 1 февраля 2017 года.
Ответственные за проверку исполнения:….
4. Педагогам ДОУ необходимо активнее информировать и привлекать родителей по данному направлению, шире использовать нетрадиционные формы работы.
Срок исполнения: постоянно.
Ответственные: педагоги ДОУ.
5. Ежегодно проводить в ДОУ «Неделю театра».
Ответственные: педагоги ДОУ.