Ольга Николаева
Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС»
2 слайд
Для современного этапа развития дошкольного образования характерны
-поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания
-поиск пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа
3 слайд
На первое место выходят:
-принцип интеграции содержания дошкольного образования
-интеграции видов детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной
-принцип деятельностного подхода
-принцип обучения – учить играя.
4 слайд
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с этим перед педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию дошкольника в гармонично развитую личность.
Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения : учить играя.
В современных условиях игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.
5 слайд
Наш театральный уголок
6 слайд
Речевое развитие
Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности:
*обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.
* грамматического строя
*совершенствования звуковой стороны речи
*содействие развитию монологической и диалогической речи
*овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)
7 слайд
Трудности
*Перегрузка детей информацией в процессе театрализованной деятельности.
*Господство старых методов, построенных на механическом воспроизведении интонаций, жестов, движений, мимики и копировании их за педагогом.
*Отсутствие у детей потребности самостоятельно решать задачи, связанные с созданием художественного образа.
*Обучение, построено на основе копирования заданного педагогом образца.
*В старшем дошкольном возрасте, в связи с появлением самооценки, ребенок начинает сам оценивать себя, свои действия.
Таким образом, методы работы с детьми и содержание театрализованной деятельности требуют совершенствования
8 слайд
Формы работы
*театрализованная игра
*беседа
*иллюстрирование
*изучение основ сценического мастерства;
*мастерская образа
*мастерская костюма, декораций
*инсценирование произведения
*постановка спектакля
*посещение спектакля
*работа в малых группах
*актёрский тренинг
*экскурсия
*выступление
9 слайд
Новый подход к организации театрализованной деятельности
1. Театрализованная деятельность, в основе которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей.
2. Предоставление ребёнку возможности для проявления инициативы и самостоятельности при выборе роли и характера для своего героя.
3. Постановка спектаклей по собственному замыслу детей, только на основе их творчества.
Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею
10 слайд
Организация, содержание и методика работы с детьми.
К работе с детьми по театрализованной деятельности педагог приступает с октября-ноября, т. е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период.
Для проведения театрализованной деятельности в сетке занятий должно быть выделено специальное время в двух формах:
• как специально организованная форма работы педагога с детьми;
• как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.
Нерегламентированная театрализованная деятельность может осуществляться детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности детей. В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке. Но к участию в музыкальном оформлении спектаклей музыкальный руководитель детского сада должен подойти творчески.
11 слайд
Родители – участники воспитательно-образовательного процесса.
12 слайд
Организация работы с родителями
Эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием родителей в качестве зрителей. Поэтому педагоги должны предварительно договориться с родителями группы о времени ухода детей домой, которое будет удобным для большинства из них, и проведение ежемесячного спектакля с детьми («Театральной пятницы») приурочить к этому времени. Таким образом, на участие в спектакле в качестве зрителя каждый родитель должен будет потратить не более 25 минут. Это должно стать доброй традицией в ежемесячном общении детей, педагогов и родителей.
Постановка спектаклей для родителей может быть приурочена и к определенным праздникам.
13 слайд
Театрализованные утренники
14 слайд
Правила подготовки к спектаклю
-Не перегружать детей
-Не навязывать своего мнения
-Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях
15 слайд
Приёмы развития творчества
Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.
Упражнения на напряжение мышц;
Упражнения на расслабление мышц;
Упражнения на развитие воображения.
Работа маленьких актёров над ролью под руководством педагога строится следующим образом.
1. Знакомство с инсценировкой: О чем она? Какие события в ней главные?
2. Знакомство с героями инсценировки: Где они живут? Как выглядит их дом? Их внешность, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т. п.
3. Распределение ролей.
4. Работа над ролью: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр
16 слайд
*сочинение иных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
*анализ придуманных поступков героя;
*работа над текстом: Почему герой так говорит? О чем он в этот момент думает? Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста;
*работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонации;
*подготовка театрального костюма;
*создание образа с использованием умело наложенного грима.
Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.
Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
17 слайд
Виды театров для детей раннего и младшего дошкольного возраста
I младшая группа
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев
II младшая группа
Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона
Театр картинок и фланелеграф - развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
Средняя группа
Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения
Теневой театр
18 слайд
Настольный театр деревянный, картонный
19 слайд
«Театр теней» считается одним из самых условных театров. В нем нет, никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа, поэтому внимание ребенка-зрителя не разбрасывается на множественных и разнородных признаках предмета, а сосредоточено только на его форме и движении. Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми. Именно потому, что силуэт – обобщение, он понятен детям. Надо только, чтобы силуэты были сделаны выразительно, без мелких подробностей и живо в смысле движения». (Н. Я. Симонович-Ефимова)
20 слайд
Виды театров для групп старшего дошкольного возраста
Старшая группа
Кукольный театр Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.
Подготовительная к школе группа
Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.
Гапит – деревянный стержень.
кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.
куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.
кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках.
Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.
21 слайд
Кукольный театр
22 слайд
Основные параметры диагностики детей
старшей группе (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства, пантомимические навыки, умеет проявлять творческую инициативу, импровизировать)
средней группе (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства)
23 слайд
Театрализация – это игра, а игра – стихия ребенка
24 слайд
Спасибо за внимание!