Лесянская Екатерина Борисовна
Театрализованная деятельность как средство развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Еще К. С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный, многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Цель: Показать роль и значение театрализованной деятельности в формировании речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
2. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
3. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Технологии
1. Личностно-ориентированная технология – взаимодействие педагога с детьми.
В последние годы образовательное и воспитательное пространство
стремительно завоёвывает личностно – ориентированное развивающее
обучение и воспитание.
Во – первых динамическое развитие российского общества требует
формирования в человеке, индивидуальности и чтобы он оставался самим
собой в социуме.
Во – вторых современные программы мобильны и раскрепощены,
требуют от педагога применения новых подходов и методов.
В – третьих общество остро нуждается в гуманизации отношений детей и
взрослых.
Дошкольный возраст – это период первоначального склада личности.
Именно в этот период происходит становление основных личностных
качеств. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и
эмоционально – личностная сферы ребёнка. Только отношение в детском
саду к детству как ценному времени жизни делает детей в будущем
полноценными людьми, формирует такие личностные качества, как
самостоятельность, индивидуальность, ответственность, творчество,
коммуникативность, столь необходимые в дальнейшем за пределами
детства.
2. Технология развивающего обучения (атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности);
Технология развивающего обучения – одна из общепризнанных современных образовательных технологий в российской системе образования. Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л. С. Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований в образовании. Последователи ученого А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие. Они считали, что важна не система тренировочных занятий, а развитие творческих возможностей детей. По их мнению, технология развивающего обучения позволяет предвидеть «зону ближайшего развития» ребенка, а не только видеть зону его актуального развития. В технологии Эльконина-Давыдова обучение – это коллективная мысленная деятельность, деловое общение детей. Позиция педагога: «к учащимся не с ответом, а с вопросом», педагог ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении
3. Здоровье сберегающая – динамические паузы;
Что такое динамические паузы для дошкольников?
Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу такого возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.
• Коммуникативное общение – особенность этой технологии является осознание ребенком деятельности : того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал при этом ребенок.
Основные принципы:
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
ПРОГОНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
Работа с родителями.
№ Содержание работы Сроки
1Анкетирование на тему: «Театр и дети», «Изучение диалогической речи детей средствами театрализованной деятельности.»
Консультации для родителей:
2. «Развитие детей в театрализованной деятельности» В течение года
3. «Театрализованные игры»
4. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Перспективный план на тему: Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Месяц Тема Задача Материал
Сентябрь 1. Театрально-игровая деятельность : «Веселый Старичок - Лесовичок»
2. Театрализованная деятельность.
«Лиса и кувшин».
3. Пальчиковая игра «В школу».
1. Развитие умения пользоваться разными интонациями, активизация словаря.
2. Обучение детей умению исполнять средства выразительности мимикой и интонацией.
3. Развитие моторики рук, снятие напряжения с кистей.
Октябрь 1. Кукольный театр «Заяц и лиса»
2. Игра-пантомимы:
- «Сугроб»
- «Медвежата»
- «Нос, умойся!»(по стихотворению Э. Мошковской)
3. Игра-драматизация.
«Волк и семеро козлят» 1. Развитие коммуникативных навыков и самостоятельность.
3. Цель: Формирование умения интонационно, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе инсценировки.
Ноябрь 1. Театрализованная игра «Прятки».
2. Театрализация сказки «Репка». 1. Развитие навыка звукоподражания.
2. Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности; развитие личности ребёнка, прививая устойчивый интерес к музыкально – театральной деятельности.
Декабрь 1. Мимика – «Подбери маску».
2. Инсценировка сказки «Рукавичка»
1. Развитие эмоционального мира ребёнка, обучение «языку эмоций», совершенствование способности различать основные эмоциональные состояния.
2. Развитие и поддержание интереса к театрализованной игре, развитие воображения, творчества. Ширма, куклы, пальчиковый, баночный, и т. д. театры.
Январь 1. Игры «Камушки на песке», «Подарки для куклы», «На что это похоже»
2. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко»
3. Этюды «Зеркало»
4. «Зимовье зверей» разыгрывание сказки с кружками. 1. Формирование умения видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, формирование умения пользоваться заместителями, соотносить картинки с определёнными значками.
2. Развитие и поддержание интереса к театрализованной игре, развитие воображения, творчества.
3. Развитие умения выражать свои эмоции жестами, мимикой.
4. Продолжать развитие умения использовать заместители персонажей сказки, умения понимать сказку на основе построения наглядной модели. Материал для игр.
Февраль 1. Театрализованные этюды «Зимушка, зима!»
2. Моделирование сказки «Три медведя»
3. Пантомимика – игра «Кто как ходит»
4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».
1. Развитие и поддержание интереса к театрализованной игре, формирование умения в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели).
2. Продолжать развитие умения использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.
3. Формирование умения детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать походку животных.
4. Развитие и поддержание интереса к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Кукольный театр.
Март 1. Этюды «Зеркало»
2. Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой»
3. Моделирование сказки «Заюшкина избушка»
4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».
1. Развитие умения выражать свои эмоции жестами, мимикой.
2. Продолжать развитие умения использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.
3. Формировать умение подбирать заместители по заданным признакам (величине и цвету, продолжать формировать умение передавать своё отношение к поступкам героев.
4. Развитие и поддержание интереса к театрализованной игре, развитие воображения, творчества. Материал для игр.
Апрель 1. Театрализованные этюды «Весна!»
2. Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили бом»
3. Чтение стихов о весне.
4. Жесты – этюды на выразительность жестов.
1. Развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.
2. Продолжать формирование умения рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.
3. Формирование умения разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов. Материал для игр.
Май 1. Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» А. Босеева.
2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».
3. Беседа «Разнообразие театров»
4. Инсценировка сказки «Муха – цокотуха»
1. Формирование умения детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.
2. Развитие и поддержание интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
3. Развитие и поддержание интереса к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Материал для игр.