Галина Куликова
Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает "Основы безопасности жизнедеятельности" как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности подрастающего поколения. Самое главное - это здоровье и жизнь ребёнка. С ранних лет взрослые учат детей правилам безопасности. Чтобы усвоить основы безопасности жизнедеятельности без тягостных нравоучений и назиданий, широко используется в работе с детьми театрализованная деятельность.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения» размещена в разделах
Театр-один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра.
Создание условий для театрально-игровой деятельности детей сводится в приобретении доступных для ребятишек видов театра :
(куклы би-ба-бо, теневой театр, фланелеграф, театр ложек, мешочков, театр игрушек, плоскостной театр и др., изготовлению ширмы с занавесом, пополнение костюмов и аксессуаров
Первые театрализованные с детьми игры проводим по русским народным сказкам, потешкам, прибауткам. Сказка даёт урок поведения в определённой ситуации, поэтому ребятам есть чему поучиться. Главная задача воспитателя - натолкнуть на мысль о переносе сказочных "спасительных" приёмов в повседневную жизнь.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Сказки многослойны, и один из слоёв – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети.
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению, «… большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности»
С помощью таких сказок как «Колобок»(непослушание и беспечность привели к трагедии, «Красная шапочка»(разговор с незнакомцем (серым Волком) оканчивается плачевно, «Волк и семеро козлят»(беспечности глупых козлят и невыполнение наказа матери-козы приводят к плохому, «Три поросенка» (пренебрежение собственной безопасностью, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (несоблюдение правил поведения на улице, «Гуси-лебеди»(присмотр за малышом оказался менее важным, чем развлечения) до детей доходит суть и они сами комментируют действиями и дают спасительные советы.
Можно предложить детям выбрать правильный вариант ответа.
- Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?
(Емеля. Буратино. Пьеро).
- Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?
(Гвоздем. Шилом. Веретеном).
- По какой причине произошел пожар в доме кошки?
(Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг).
- Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?
(Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки).
- Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?
(Сообщила, что с козленочком что-то случилось.
Позвала ее ласковым голосом.
Предложила угощение).
- Кто подложил горох девушке в сказке «Принцесса на горошине»?
(Королева. Принц. Придворный).
Дети очень любят переделывать сказки на новый лад и придумывают такой вариант сказки, где герои соблюдают правила безопасного поведения и обходят стороной все опасные ситуации. («Красная Шапочка»).
Отрывок из сказки «Красная шапочка» на новый лад
Кр. Ш. : Иду я по тропинке иду я через лес
Гостинцы милой бабушке в корзинке я несу.
(Появляется волк).
-Ой!
Волк: Здравствуй, детка, куда ты держишь путь-дорожку?
Кр. Ш. : В гости к бабушке иду и гостинцы ей несу!
Волк: Что, тяжелая корзина? Дай, тебе я помогу.
Кр. Ш. : Серый Волк, тебя узнала. Ну-ка, уходи отсюда! (Топает).
Волк: Ладно, ладно, извините! (Уходит).
Кр. Ш. : (Волку) Поскорее уходите!
Этот волк такой опасный!
Он пугает всех людей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). А театральные постановки еще и способствуют формированию у детей навыков безопасного поведения.