Медина Мальгаздарова
«Театрализация как способ развития речи у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных задач коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, является формирование связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и успешного обучения в школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развернутого высказывания :
Публикация «„Театрализация как способ развития речи у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
- тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
У детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической и грамматической стороны речи.
Дети дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития при высказывании допускают следующие ошибки:
- нарушение логической последовательности повествования;
- незавершенность микротемы;
- нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
- возвращение к ранее сказанному;
- длительные паузы на границах фраз;
- отчетливо выражены лексические затруднения – бедный словарь;
- недостатки в грамматическом оформлении предложений – неправильное
оформление связи слов; и др.
В современной педагогической литературе можно найти ряд методик, методических разработок, научных трудов по развитию связной, устной речи. (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селеверстова и др.) Но вопросы формирования связной речи у детей с задержкой психического развития освещены недостаточно.
Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с другой – средство развития. Она определяется как драматизация (В. Н. Всеволодский-Генгросс, «театрально-игровая деятельность, «театрально-игровое творчество» (Е. Л, Трусова). Учитывая различные точки зрения (Д. Б. Эльконин, Й, Хейзинга) на игру в целом, и театрализованную игру в частности, придерживаются следующего определения: театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. Д.) (И. Г. Вечканова). При этом театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты игры, выделенные Д. Б. Элькониным.
В работе с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии, театрализованные игры используются, прежде всего, для развития речи и закрепления знания литературных произведений. В специальной литературе отмечается также психологический аспект использования театрализованных игр (Д. Б. Бойков, С. В. Бойкова, А. И, Захаров, и д. р.) Существенным для понимания развивающего значения игры представляются соображения, высказанные Л. А. Венгером, подчеркивающим необходимость четкого определения специфического влияния игры на на развитие ребенка. Венгер исходит из того, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для нее способностей и создает условия для их развития. Д. Б. Эльконин, рассматривая развивающую функцию игры, останавливается, прежде всего, на ее значении для развития мотивационных потребностей сферы ребенка. На развитие в игре воображения, образного мышления ребенка указывает Л. С. Выготский, Д. В. Меджерицкая. Обучение и развитие творчества происходит в единстве и взаимодействии.
По мнению Р. И. Жуковской, детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Т. А. Маркова считает, что на развитие дружбы между детьми существенное влияние оказывает длительная по своему характеру творческая игра. Современная игра создает условия для возникновения «детского общества» и реальных отношений в нем между детьми.
Уже имеющиеся представления о развивающем значении игровой деятельности нуждаются в дополнении данными о том, как влияет игра на развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Следует рассматривать игровую деятельность с точки зрения последовательного усложнения
Модель развития творческой активности:
Ребенок:
1. Знакомство с основами актерского мастерства
(Игровые движения, мимика, выразительность чтения)
2. Самостоятельная театральная деятельность
(Рассказывание сказок, постановка спектаклей, игры - драматизации)
3. Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения
(Интонация, моторика рук, игровые движения)
4. Знакомство с основами драматизации
(Роль костюмов, декораций, предметного окружения. Поиск выразительных средств, импровизация)
Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Связная речь – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой.
Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является – воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с ЗПР захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветривается» так и не входя в активный словарь ребенка. Неполноценная игровая деятельность детей сЗПР тормозит развитие новых форм речи. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказывать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Речевая деятельность детей с ЗПР изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях:
- излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и
смысла;
- неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной речевой
активности;
- несформированность грамматического строя речи;
- недостаточность словообразовательных процессов;