Папки-передвижки

Конспект занятия по хореографии «Танцевальная культура России»

Людмила Кругленко
Конспект занятия по хореографии «Танцевальная культура России»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по хореографии

Вход в зал.

Поклон.

Педагог: Здравствуйте ребята! Можете удобно располагаться.

Тема нашего занятия сегодня -«Танцевальная культура России».

Узнаем много нового и интересного об истории русских танцев. Поговорим о богатстве и многообразии русского народного танца.

Откуда же родилось разнообразие русских танцев?

«Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий», –сказал русский писатель Н. В. Гоголь.

(слайд №1)

Публикация «Конспект занятия по хореографии „Танцевальная культура России“» размещена в разделах

Педагог: Где родился русский танец?

Ответ детей…

Педагог: Русский танец родился в крестьянской среде. Зеленый луг, лесная опушка, деревенская околица - вот та сцена. Чарующая картина открывалась глазами тех, кому удавалось наблюдать сельский праздник с его танцами и хороводами.

(слайд №2)

Педагог: Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы и приурочены были к календарным языческим праздникам.

«Семик» - посев,«Спожинки» - сбор урожая, «Коляда» - зимний праздник.

(слайд №3)

Педагог: Среди участников обрядов постепенно выделялись лучшие пляшущие, поющие, играющие. Как их называли?

Дети отвечают.

Педагог: Их называли «плясец», «игрец», «ваган», «сопека». Так появились скоморохи - талантливые пропагандисты русской поэзии, танца и песни. Они сыграли большую роль в развитии и пропаганде русского танца.

(слайд №4)

Педагог: Национальная одежда - это своеобразная книга, из которой можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Одежда каждой области России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

(слайд №5)

Педагог: Северорусский костюм. Главной и самой известной частью этого костюма является сарафан. Его носили и в будни, и в праздники, изготовлялись из холста, крашенных и фабричных тканей, шелка, парчи.

Завершал костюм головной убор. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны и всегда четко делились на девичьи и уборы замужней женщины. Обували в празднике сапоги из цветной кожи, украшенные вышивками.

(слайд №6)

Педагог: В южно-русском костюме главной деталью была попёва-пробабка современной юбки. В основу костюма так же входила рубаха, украшенная вышивкой. Поверх юбки одевался передник, который всегда украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Как вы думаете почему?

Дети отвечают.

Педагог: Этот цвет считался магическим. И одежда красного цвета должна была отпугивать демонов, оберегать владельца от разных напастей. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и штаны. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличалось лишь качество материала и отделки. Праздничную одежду расшивали цветным шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе, так нагрудные узоры защищали руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Штаны заправлялись в сапоги или носились с лаптями.

Существует 7 основных видов русских народных плясок:

1. Трепак (слайд № 7)

Трепак — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней» : либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

2. Танцы с медведем (слайд № 8)

Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

3. Присядка (слайд № 9)

История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-присядку», ломая свои кривые ноги о скверные средневековые тротуары.

4. Хоровод (слайд № 10)

Популярный русский танец — хоровод — танец по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярило. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

Поэт Державин в стихотворении «Русские девушки» показал необычайную выразительность и эмоциональную силу этого танца. Но самым большим его достоинством поэт считал его скромность и благородство.

5. Русская пляска (слайд № 11)

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.) Русская кадриль ведет свою историю от французской кадрили, элементы которой появились в России благодаря солдатам русской армии, которые побывали за границей во время войны с Наполеоном. Кадриль в отличие от других плясок, имеет своеобразное построение, четкое деление на пары. Так существует» Круговая»,» Квадратная»,» Линейная» кадриль. Названия фигур кадрили разнообразны: «Проходочка», «Крутея», «Девки нарасхват»

6. Пляски-импровизации

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не были скованы определенной композицией. Каждому исполнителю даётся возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей. Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

7. Игровые танцы (слайд № 12)

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга», либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь). Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера. Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Педагог: Русский народный танец исполнялся под своеобразный оркестр, в состав которого входили народные инструменты. Назовите их.

слайд № 13

- гармонь, балалайка, деревянные ложки, свирели, трещотки, колокольчики.

Педагог: Мы сейчас с вами говорили об истоках русского танца. Ответьте мне на вопрос?

«Что характерно для исполнения русского танца. Какова манера исполнения русского танца

Дети: скромность, благородство, размах, ловкость, жизнерадостность, кокетство, величавость.

Педагог: Правильно. Сейчас мы познакомимся с танцевальной лексикой русского танца, которая очень разнообразна. Это: «Веревочка», «моталочка», «ковырялочка», «подбивка», «гармошка», «припадание», «дробушечка», «хлопушки», «присядки», «вращения- крутки». Педагог показывает каждое движение сам.

Дети разучивают танцевальные движения - «Верёвочка» и «ковырялочка»

Педагог: Молодцы, ребята, вы постарались! А закончить наш урок, мне хочется словами известной русской балерины Лидии Лопуховой:

«Мы, русские, прирожденные танцоры - это у нас в крови» .

Поклон.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Роль атрибутики в создании целостного художественного образа в хореографии и тетрализации» “Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, Когда он живет в мире игры, сказки, музыки, Фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Конспект музыкального занятия «Я о Родине пою» ко Дню России Конспект музыкального занятия " Я о Родине пою", ко Дню России Старшая группа. Цель. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине,.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Проект «Село родное — капелька России. Русская народная культура Алтайского края» для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» Проект на тему: «Село родное – капелька России:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по хореографии «Танцевальная культура России»
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 21:28
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по хореографии «Танцевальная культура России»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кругленко (УИ 312689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД