Привалова Наталья Николаевна
Конспект занятия для старшей группы «Там на неведомых дорожках»
▼ Скачать + Заказать документы
Там на неведомых дорожках
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
«Там, на неведомых дорожках…»
Форма занятия : путешествие в сказку.
(Конспект занятия для старшей группы)
Составила педагог-психолог
первой квалификационной категории
Привалова Н. Н.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Там на неведомых дорожках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Цель: формирование понимания причинно-следственных связей добра и зла на примере сказочного персонажа.
Задачи:
• расширить знания о народной сказке, быте и традициях русского народа;
• развивать слуховые ощущения;
• развивать творческую активность, воображение, умение излагать свои мысли, анализировать;
• формировать коммуникативные навыки, умение работать в команде, сотрудничество педагога и детей;
• способствовать снятию эмоционального напряжения.
Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, карандаши, листы для рисования, иллюстрации к сказкам про Бабу-Ягу, проектор, экран.
Предварительная работа: чтение сказок «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», зарисовки Бабы-Яги к каждой из сказок.
Звучит музыка, дети заходят в группу.
Ход занятия
Педагог. Ребята, я рада вас всех видеть. Мы совершим путешествие в сказку и встретимся со сказочным персонажем. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу своё тепло, энергию, почувствуем себя единым целым. Открываем глаза и повторяем за мной движения.
Если нам поторопиться, (ходьба на месте)
Можно в сказке очутиться. (очерчивают руками круг)
Ручками похлопаем: раз, два, три.
Ножками потопаем: раз, два, три.
Вот мы в сказке. Посмотри! (смотрим вдаль)
( Слайд: лес, избушка Бабы-Яги)
Педагог. Дети, что волшебного мы видим здесь?
Дети. Избушка на курьих ножках, в ней живёт Баба-Яга.
Педагог. Давайте присядем на стульчики.
Педагог. Почему её называют избушкой на курьих ножках?
Ответы детей
В древности в основание строения для прочности укладывали прокопчённые дымом брёвна. Процесс подготовки таких брёвен назывался курением, потом брёвна в основании дома стали называть курьи ножки.
А Бабу-Ягу почему так зовут?
(ответы детей)
Бабу-Ягу так называют, потому что давным-давно в русском языке было слово «ягать», что означало громко разговаривать, кричать.
А когда кричат?
Дать возможность детям высказаться.
Кричат, когда сердятся, злятся. Баба-Яга всегда сердится, злится и кричит. Вот почему её так зовут.
Что это за шум? Как вы думаете, что это?
Ответы.
( Слайд: Баба-Яга летит в ступе)
Педагог. Ветер зашумел, деревья к земле склонились. Кто это едет в ступе, помелом погоняет, метлой след заметает?
Дети. Баба-Яга.
Педагог. Как вы думаете, Баба-Яга: сказочный персонаж, или настоящая бабушка?
( Слайд: Баба-Яга и просто бабушка)
Педагог. Давайте сравним, чем отличаются бабушка и Баба-Яга. Похожа Баба-Яга на бабушку, с которой хочется поиграть, погулять?
Дети. Сравнивают изображение Бабы-Яги и бабушки, Это сказочный персонаж.
Вывод: на бабушку не похожа.
описывают внешность Бабы-Яги, выражение лица (злое, сердитое, одежду (неопрятная, старая, ногти не стрижены, волосы не прибраны. Горбатая, хромает.
Какой характер (добрая/злая)
В сказках вот как описывают облик Бабы-Яги: «Баба-Яга костяная нога, губы на грядке, а нос к потолку прирос». Хочется вам с такой дружить?
Дети. Нет. Рассказывают почему (страшная, не аккуратная, не опрятная, злая).
Педагог. Вспомним Бабу-Ягу из сказки «Гуси лебеди». Зачем ей был нужен Ванечка? Какая она?
Высказывания детей.
Давайте подумаем, во всех ли сказках Баба-Яга злая? Может быть, она всё же совершала добрые поступки? Вспомните, как помогла Баба-Яга Ивану-царевичу из сказки «Царевна-Лягушка»?
Ивана-царевича («Царевна-лягушка») накормила, напоила, баню вытопила, спать уложила, рассказала, где смерть Кощея и как её найти.
Педагог. Значит она может быть доброй. Как же Ивану удалось расположить Ягу к себе?
Он ей сказал: «Накорми, напои…», с ней никто раньше так не разговаривал, не дружил с ней, все её только боялись. Бабе-Яге стало приятно, что Иван-царевич не считал её злой и страшной.
Как вы думаете, если Баба-Яга изменится внешне, красиво оденется, причешется, она станет доброй?
Да.
А что вы ещё ей посоветуете изменить? (характер) стать доброй
Ответы детей
Педагог. Но у Бабы-Яги нет зеркала, и она не видит, что она такая непривлекательная и страшная. Давайте поможем ей: пусть она посмотрит на себя со стороны, и тогда ей точно захочется измениться.
Игра «Баба-Яга, изменись»
(сопровождается движениями)
На кого же ты похожа, Бабушка-Яга, (выполняют упражнение мозговой гимнастики) качают головой.
Нос такой…
Глаза такие…
И такая вот нога…
В зеркало Яга смотрись,
Повернись и изменись.
Педагог. Баба-Яга увидела себя, захотела изменится, и уже конечно же, побежала в парикмахерскую. Теперь она обязательно изменится.
( Слайд: красивая Баба-Яга)
Педагог. Какая здесь Яга? Изменилась ли она? Лицо, одежда, настроение?
Давайте скажем ей приятные слова.
Высказывания детей.
Это мы помогли ей измениться. Мы убедились, что в наших силах сделать мир вокруг нас добрее, красивее и лучше.
Добро всегда красивее и лучше зла. Подойдите пожалуйста ко мне, на мольберте изображены добро и зло. Какое изображение вам нравится больше? Обратите внимание на окружающие их цвета. Цвет вокруг добра- белый. Как вы думаете, что это означает?
Белый цвет символизирует чистоту.
Цвет вокруг зла – чёрный. Что это значит?
Чёрный цвет символизирует отсутствие будущего.
Высказывания детей.
Мы убедились, что изображение добра - привлекательнее. Составим вокруг добра звёздный фейерверк, и оно от этого станет ещё более привлекательнее и красочнее. Возьмите звёздочки, из которых мы составим фейерверк.
Потрогайте звёздочки. Какие они на ощупь?
Высказывания детей. (они мягкие, к ним приятно прикасаться)
Наш фейерверк будет из ярких цветов: жёлтого, голубого, красного, зелёного. Эти цвета вызывают ощущения радости, счастья, добра.
Теперь прикрепим звёздочки вокруг добра и у нас получится фейерверк.
Звучит музыка, дети клеят звёздочки.
Педагог. взгляните, добро стало ещё прекраснее, а злу у нас места нет. Подарим фейерверк Бабе-Яге, ведь она тоже стала доброй, посмотрим на её изображение и мысленно передадим ей фейерверк и наше хорошее настроение.
( Слайд: Баба-Яга и фейерверк)
Посмотрите, ребята, и волшебный лес стал ярче, радостней и веселей.
Давайте потанцуем, движениями и мимикой передадим своё хорошее настроение.
Нам пора возвращаться из нашего путешествия. Встанем в круг, закроем глаза, представим, что мы возвращаемся из нашего путешествия по волшебному лесу, нас окружают красивые деревья, поют птицы а мы улыбаемся им в ответ.
Вот мы и в своей группе. Мы с вами совершили путешествие, узнали почему избушку называют на курьих ножках, и почему б. я. так зовут.
помогли Бабе-Яге стать доброй, увидели чем различаются добро и зло, и все вместе сделали прекрасный фейерверк.