Дарья Карелина
Сюжетно ролевая игра и ее оснащение
Игра детей младшего дошкольного возраста
В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста современные педагоги отмечают: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще неустойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать.
Публикация «Сюжетно ролевая игра и ее оснащение» размещена в разделах
Во время наблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми последовательность операций, по возможности вовлекать их в этот процесс. Воспитатель должен систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей.
В работе с детьми 2-3 лет одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Поэтому необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких (2-3) человек. Исполняя вместе с ребёнком главную роль, воспитатель прежде всего стремится поддержать интерес ребёнка к игре, учит выполнять роль до конца и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решается задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений.
Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения. Если малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживая все чувства своего героя. Поэтому надо всячески поддерживать его интерес к определенной роли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или иные сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа в коллективной игре, приводит к распаду игры, к отказу от роли.
Так же очень важным является оснащение и оформление оборудования для сюжетно ролевой игры. У меня возникла идея сделать что-то новое и необычное для воспитанников. Я решила попробовать использовать ширму, которую помогли изготовить родители. Ширма многофункциональна, мобильна, имеет разборный каркас и съёмное полотно, она не занимает много места и решает много задач. Мы ее используем как атрибут к сюжетно ролевым играм.
Представляю вашему вниманию, один из примеров сюжетно ролевой игры- «Магазин», который мы назвали в честь нашей группы «Морошка»
Вместе с коллегами и родителями группы, из фетра пошили овощи, фрукты, конфеты и разные игрушки. Я своими руками сделала торт, который мы всегда берем для поздравления наших маленьких именинников. Торт сделала в стиле группы «Морошка».
Наш «магазин» решает много образовательных задач:
1. Развитию интеллекта. Игра требует не только создавать сюжетный замысел, но и следовать ему, подбирая соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики, памяти, внимания.
2. Активизации речи, развитие диалогической речи, словарного запаса и т. д. Ребёнок не может играть, не общаясь со сверстниками, он должен взаимодействовать с ними, в том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят её развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые диалоги с товарищами.
3. Социализации. Дети младшего дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что им наиболее близко и знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о социуме, вводя новые темы игр — задача воспитателя.
4. Развитию творчества, воображения, умения импровизировать. Соединить в игре события реальной жизни и творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни. Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Такое игровое поведение не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности, но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.
5. Формирование элементарных математических представлений.
К примеру, когда в роли продавца воспитатель то он задает вопросы ребенку: Сколько конфет вы бы хотели купить?
Какую пирамидку, большую или маленькую?
Есть в наборе так же мячики. (Три разных величины)
Так же закрепление цветов. Например, «Какого цвета вам продать конфетку? (Их мы сделали 4 основных, синий, красный, зеленый и желтый).
А так же на выбор маленьких «покупателей» отдел с игрушками!
Эта сюжетно-ролевая игра в нашей группе «Морошка» превратилась в удовольствие и для ребятишек, и для педагога, я при создании игры подошла к подготовке и организации творчески, сумела стать малышам другом и партнёром по игре. А красочные, разнообразные атрибуты и материалы сделали процесс игры ещё более увлекательным и насыщенным. Так же она решает много задач. Ее мы используем во многих сюжетно ролевых играх, и служит ширмой для показа детям театральных представлений, и появлений «Сюрпризных моментов» перед НОД.