Татьянина Наталья
Своеобразие видов и форм организации труда детей в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности зависит, прежде всего, от: 1) возрастных и психофизиологических возможностей детей; 2) уровня трудового опыта детей; 3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, когда организовывает трудовую деятельность; 4) содержания труда.
Формами организации труда детей в дошкольном учреждении являются поручения, дежурства, коллективный труд.
Публикация «Своеобразие видов и форм организации труда детей в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников.
Виды поручений: по сложности (простые и сложные); по характеру выполнения (индивидуальные и совместные); по времени (кратковременные, эпизодические, длительные).
Особенное воспитательное значение трудовые поручения имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.
Трудовая деятельность детей имеет особенности : они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми.
Дежурства – это трудовые обязанности детей. Это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам.
Дежурства играют большую роль в воспитании детей : дежурные всегда выполняют труд, имеющий общественную значимость, необходимый для коллектива.
В практике работы дошкольников используется несколько видов дежурств : 1) по столовой; 2) по подготовке к занятиям; 3) по уголку природы.
Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками.
Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику. Содержание труда зависит от конкретных условий работы УДО.
Чтобы в коллективном труде смогли принять участие все дети одновременно, необходимо учитывать ряд условий:
1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяющие по 5-7 детей, где дети учатся распределять труд, согласовывать друг с другом свои действия).
2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд.
3) В содержание общего труда включаются только те его виды, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.
Способы объединения детей в коллективном труде : 1) труд рядом; 2) общий труд; 3) совместный труд.