ТАТЬЯНА ФРОЛОВА
Развлечение для старшей группы «Свенская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Свенская ярмарка»
Развлечение для старшей группы
Разработка музыкального руководителя д/с 134 Фроловой Татьяны Ивановны г. Брянск
Цель: приобщение детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.
Задачи: развивать интерес к истории своей родины, творчеству умельцев и мастеров брянщины,фольклору через народные игры, потешки, прибаутки; - продолжать знакомить детей с историей Брянского края и России, учить различать народные промыслы своего края: особенности (цветовые решения, специфику создания декоративных цветов; - развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета; - воспитывать коммуникативные способности, вызывать интерес к совместному выполнению заданий, создавать доброжелательный настрой, развивать навыки совместной деятельности; - воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.
Публикация «Развлечение для старшей группы „Свенская ярмарка“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
Предварительная работа: беседы об умельцах и мастерах брянщины, рассматривание иллюстраций с народными ярмарками, разучивание русских народных игр, потешек, песен.
Материалы и оборудование: столы-прилавки с ярмарочным товаром : предметами народного быта и народно-прикладного искусства –глиняная посуда, глиняные игрушки, ковры и рушники с вышивками мастериц брянщины, изделия лозоплетения. фланелеграф и детали вышивки для конкурса, детали рисунков для составления изображений глиняных игрушек.
Зал ярко украшен: на задней стене располагаются картинки с изображением предметов народных промыслов, по бокам на столиках-прилавках товары (глиняные игрушки, народные инструменты платки, рушники, самовар, баранки и др.)
Звучит русская народная мелодия, в центр зала выходит Хозяйка.
Хозяйка (вед) : Здравствуйте, люди добрые, господа почтенные, гости дорогие!С давних времён на Брянщине был обычай – у стен Свенского монастыря, устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть!Собираются сюда гости желанные, скоморохи и гудошники, и начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями. И нам с вами самое время туда отправиться!
Под веселую музыку в зал вбегают Скоморохи
Скоморох1.
На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости давно вас ждут, друзья!
Скоморох2
Всех на праздник-ярмарку приглашаю,
Веселья и покупок хороших желаю!
Скоморох1:-
Что душа твоя желает – все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает, без покупки не уйдешь!
Скоморохи вместе:-Мы наш праздник начинаем и ворота отворяем!
Звучит фонограмма песни «ЗОЛОТАЯ ЯРМАРКА» и дети парами и тройками проходят в зал, раскланиваются друг перед другом и идут к своим местам. (Скоморохи на заднем плане тоже пританцовывают и «наигрывают» на балалайках)
Звучит р. н. плясовой наигрыш, на фоне которого Хозяйка ярмарки говорит :
- А начнем мы наше представление со сказки:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него двое деток: дочка и сыночек. Игрушек у царских детей было видимо-невидимо, да вот только наскучили они им. Стали ребята плакать, да капризничать. Некуда царю деться. Издал он приказ по всей стране: Кто сделает такую детскую игрушку – забавушку, какую во всём мире не сыщешь, одарит того несметным богатством. Вот и принялись мастера всей страны делать игрушки. Наконец, настал день смотра игрушек. И сколько мастеров не приходило, никакие игрушки не нравились царским детям. Вот настал черёд брянских мастеров, и каково же было удивление, когда они зашли с простым куском глины, и предложил принцу и принцессе самим сделать игрушки, каково же было удивление царя, когда дети с удовольствием начали лепить фигурки животных. И вот, наконец, смастерили себе игрушки, да непростые, а свистульки. Предложил царь брянским мастерам богатства несметные, да только отказались они. И пошла молва о чудесных игрушках брянских мастеров по всему свету».
Хозяйка:- Откуда пожаловали, гости дорогие?
Дети-продавцы:- Из города Мглина Брянской области мы! Привезли вам мглинскую игрушку!
Издревле славится земля Мглинская своими гончарами. Нигде по всей России не найдешь кружку, изкоторой можно пить да еще и посвистывать.
Хозяйка: - Хороши ваши игрушки. А трудное это дело-игрушку смастерить?
Продавцы:- А,вот, смотрите! Вот мы глину разомнем, головку привернем, ножки вытянем, хвостик выставим. Чуточку пригладим. И в печку посадим! А в печке, в жару, станет глина твердой—твердой, прочной-прочной. Теперь покрасим от ножек до макушки. Вот и готова мглинская игрушка!
Скоморох1. :- Вот здорово! Всем понравилась игрушка? Ой, ребята, а у нас беда (обращается к детям). Ехали на ярмарку наши гончары, да телега с игрушками перевернулась и несколько игрушек разбилось. Надо бы собрать кусочки игрушек да склеить. Вы нам поможете?
Дети :- Да!
Проводится игра «СОБЕРИ ИГРУШКУ ИЗ ЧАСТЕЙ»
(Звучит народный наигрыш)
Скоморох:2---Погляди, честной народ,
Ваня с ярмарки идёт!
в центр зала выходит мальчик с корзинкой, вокруг него девочки
Исполняется р. н. п песня «ГДЕ БЫЛ ИВАНУШКА?»
По окончании хоровода дети уходят к своим местам
Хозяйка: (на фоне русской народной мелодии)
Развернули свёрток осторожно –
Красоты невиданной рушник!
Только от чего же так тревожно
Моему сердечку стало вмиг.
Всё смотрю на вышитые гладью,
Незабудки, маки, васильки.
Ожили на ткани, стали явью,
Вышли из-под девичьей руки.
Посмотрите, какая красота!
Хозяйка:- А вы, откуда к нам пожаловали, гости, дорогие?
Дети девочки1:- Верещаки есть село, а в селе в том весело
Там, за кроснами сидят, вам соткут любой
2. Полотенца, рушники-
Хороши да велики.
Сколько будете вы жить
Столько будут вам служить.
Хозяйка:- Ребята, вы знаете, что такое рушник?
Дети отвечают: - Полотенца с вышивкой.
Хозяйка:- А для чего нужны были такие полотенца?
Дети:- В старину говорили, что рушник-это дорога жизни и его украшали разными красивыми узорами.
Дети:- Девушки невесты перед свадьбой вышивали для жениха.
Хозяйка:- А посмотрите, какие на них узоры красивые. Да тут и платья такие нарядные! Кто знает, о чем рассказывают нам эти узоры?
Дети:- Вышивка делала костюм нарядным, и оберегала людей от зла и беды, она так и называется «оберег».
Дев. 2-На Брянщине всегда любили вышивать красным и черным цветом
Красный цвет - это цвет огня, солнца. Без солнца не могут жить ни люди, ни животные, ни растения.
Дев. 1. Черный цвет — это цвет Земли. Земля - это наш дом. Земля нас кормит, дает людям хлеб, овощи, фрукты.
Хозяйка: -Ребята, а давайте мы с вами попробуем нарисовать эти красивые узоры?
Проводится игра «МАСТЕРИЦЫ» (сложить узор из деталей вышивки)
Хозяйка:-- Славные мастерицы подрастают!
Танец «МАТРЕШКИ»
1 Скоморох: Ярмарка шумит, поёт. Слышу, кто-то к нам идёт!
(Звучит цыганская мелодия. Заходит цыган и цыганка)
2 Скоморох: Глазам не верю! Неужели, идут цыгане?. В самом деле!
Покрепче кошельки держите, да кольца, серьги берегите!
Сейчас начнут гадать и за рукав тянуть,
Любого смогут обхитрить и обмануть!
Цыганка: Ай, ай, ай! Как не стыдно пугать цыганами!
Не живём мы давно обманами.
Цыган: Мы поём, на гитаре играем, мы в театре «Ромэн» выступаем!
Цыганка: Меня Розой все зовут.
Цыган: А меня – Иваном. Мы – известные артисты,
Нас знают в разных странах.
Цыган: Мы на ярмарку пришли за товаром.
Покупать, а не брать его даром!
Я цыган богатый! У меня в кармане вошь на аркане.
А в другом блоха на цепи!
Цыганка: А я цыганка молодая, я цыганка не простая.
Умею ворожить! Пойду добрым людям счастья нагадаю. Дай, дорогая, погадаю! (берет ведущую за руку)Ах, драгоценная ты моя, блеск вижу вдоль линии твоей жизни. Богатой будешь, детей у тебя будет много. (Подходит к одному из детей) : Ах, касатик ты мой, дай ручку - погадаю, да всю правду скажу. Ой, дорогу вижу, это дорога жизни и ведет она в казенный дом. А ждут тебя, бриллиантовый мой, в этом доме 4-ки и 5-ки, учителя тебя будут любить!
Хозяйка:- В театре, говорите,выступаете? А,ну-ка. покажите нам еще свои таланты!
Иван и Роза исполняют цыганский танец
Вед:- Хорошо пляшете! Спасибо большое, вот вам за это монетки.
Цыгане берут деньги благодарят и уходят.
1 скоморох: Наша ярмарка шумит, стоять на месте не велит!
2Скоморох: Как на нашу ярмарку гончары пришли.
Гончары пришли, горшки принесли
Продавец (ребёнок) : Покупайте для души расчудесные горшки!
До чего товар хорош – тут уж мимо не пройдешь
ХОЗЯЙКА: -Что у вас здесь, покажите, про товар свой расскажите.
Дети:- Мы из Новозыбкова. Привезли вам глиняную посуду!
В старину говорили «Деревня без гончара,что колодец без воды»
Хозяйка:_ Так вы знаменитые Брянские гончары!
Ребята, а кто знает из вас, кого называют гончаром?
Дети:- Гончар- это рабочий, который из глины делает посуду.
Хозяйка:- Ребята, а вы знаете, как мастер это делает?
Дети: Да!
Хозяйка: - Молодцы! А сейчас я предлагаю вам проверить наши знания на деле, кто быстрее справится с заданием.
Проводится игра «РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»
Дети должны по порядку разложить фрагменты, на которых поэтапно изображен процесс изготовления глиняной посуды (глина, гончарный круг, печь, кисточки, краски)
ХОЗЯЙКА:- Замечательные знатоки гончарного дела у нас подрастают
2 Скоморох: Что ж, мальчишки, вы сидите? Аль играть вы не хотите?
В бубен звонко ударяю, играть в оркестр вас приглашаю!
Оркестр «ВО КУЗНИЦЕ»
Хозяйка: - Молодцы. Позабавили!
Вед:- И как не было на Руси крестьянки, которая не умела бы ткать. Так и не было крестьянина, который бы не умел плести корзины, лапти и лукошки. Расскажите нам,гости. дорогие. Откуда привезли вы свои товары?
Дети:--1. В Суражском уезде издавна выделывали кошели, шляпы, а по всей Брянщине - плетеную мебель, люльки, детские коляски, корзины базарные, дорожные
Дети:-2. А разве можно обходиться грибникам без лукошек? А на ярмарку с чем за товаром ходить?
Хозяйка:- Вот и я принесла кое-что в своей корзине.
(достает ложки) : Кто играть смельчак на ложках,
Выходите, да всех нас тут удивите!
Исполняется «ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ»
Скоморохи 1. А теперь наши гости дорогие с нами поиграют
(обращается к родителям) и объясняет правила игры:
Зрители делятся на две части. Когда ведущий машет красным
флажком, правая половина кричит: «Пшеница». Когда ведущий
машет синим флажком, левая половина кричит: «Рожь». Когда
поднимает оба флажка все кричат «Хлеб».
Ведущий старается запутать зрителей.
Скоморох1:- А сейчас ближе подходите, ДА СВОЮ ЛОВКОСТЬ ПОКАЖИТЕ! (Приглашает родителей вместе с детьми принять участие в игре)
Подвижная игра с родителями «ЗАЙМИ КОВРИК» под веселую плясовую музыку родители двигаются вокруг коврика. С остановкой музыки нужно постараться всем занять место на коврике. Кто не поместился, тот выбывает.
Скоморох 2: Вот потеха, нету мочи,
Веселиться- так до ночи!
Скоморох 1: Нет уж братец не зевай
Новый конкурс открывай
Скоморох 2: Приглашаю на игру. карусель я заведу!
Проводится подвижная игра для детей «Карусель».
Скоморох держит в руке зонт с разноцветными лентами. Дети берутся за ленты и произнося слова двигаются по кругу с начала медленно, затем все быстрее.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра
Хозяйка: -Ну,что же, дорогие гости, повеселились мы на славу
У нас прошла замечательная ярмарка, на которой мы вместе увидели чудесные товары. Узнали о чудо – мастерах, их чудесных промыслах и традициях.
Вы на ярмарке побывали?
Товар свой показали?
Все рассказали –
Ничего не забыли?
Всем сегодня угощенье:
Скоморохи: (вместе)
За игру, да за веселье,
Пироги да пышки,
Кушайте, детишки!
На мотив песни «Ой, вставала я ранешенько» все поют
песню:
1. Приглашали мы на ярмарку друзей,
Веселили мы сегодня всех гостей!
Припев: Калинка, малинка моя,
Веселили мы сегодня всех гостей!
2. Пусть на чай приходят в гости, млад и стар,
Вскипятим для вас мы полный самовар!
Припев: Калинка, малинка моя
Вскипятим для вас мы полный самовар!
Родители и дети усаживаются за столы для чаепития Под фонограмму песни «Ярмарка» участники и гости покидают