Елена Шимко
Сущность и содержание реабилитации, абилитации и адаптации в инклюзивном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция «особых» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования. Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми возможности в разных областях жизни, включая образование.
Публикация «Сущность и содержание реабилитации, абилитации и адаптации в инклюзивном образовании» размещена в разделах
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей.
К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, которые прошли медицинскую комиссию и оформили инвалидность, детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии. Это дети с умственной отсталостью, с нарушением слуха, зрения, речи, с комбинированными нарушениями, с расстройством аутистического спектра, педагогически запущенные дети. Дошкольные образовательные учреждения должны создавать условия для развития и обучения совершенно разных детей. Эта установка связана с особенностями развития общества, его гуманизацией, с задачами, которые ставит социум перед системой образования.
Реализация прав детей с ОВЗ на образование представлена как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.
Абилитация - это система учебно-педагогических мероприятий, которые предупреждают и коррегируют различные патологические состояния у детей раннего возраста, не адаптировавшихся к социальной среде и имеющих стойкие нарушения, приводящие к невозможности учится, а в дальнейшем социализироваться.
Реабилитация- это система лечебно-педагогических мероприятий, направленная на предупреждение и лечение патологических состояний, которые приводят к временной или устойчивой нетрудоспособности.
Целью абилитации и реабилитации является по возможности быстрое восстановление способности жить и трудиться в обычной среде.
Если инвалидизирующее ребенка патологическое состояние возникло в раннем возрасте, то речь идет об абилитации, т. к. у ребенка в этом возрасте еще не сформированы двигательные стереотипы, гностическо-практические и речевые функции, а так же ребенок не владеет навыками самообслуживания, и не имеет опыта общественной жизни.
Реабилитация используется в тех случаях, когда больной ребенок уже имел опыт какой-либо общественной жизни и у него уже были сформированы двигательные, речевые и другие навыки.
Абилитация и реабилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сфер детей. Абилитация применяется относительно детей раннего и младшего дошкольного возраста, а реабилитация в отношении детей старшего возраста и взрослых.
В настоящее время к инвалидизации детского населения приводит целый ряд факторов: различные внутриутробные поражения ЦНС, черепно-мозговые травмы, воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы, перенесенные в раннем возрасте, а у детей старшего возраста, помимо травм головного мозга, это последствия энцефалитов, менингитов, дегенеративных заболеваний нервной системы и т. д.
При проведении абилитационных и реабилитационных мероприятий необходимо учитывать резервные возможности организма, как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. В детском возрасте мозг ребенка обладает особенно высоким потенциальными возможностями, а компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образований, что связано с меньшей специализацией клеток коры. Поэтому функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Возникновение самых разнообразных нейронных цепей, охватывающих различные функции и анализаторы возможно в связи с отсутствием узкой специализации корковых нейронов. В этом заключается основа способности к обучению и в этом же заключается механизм использования сохранных анализаторов для компенсации и коррекции при поражении какого-либо анализатора.
Идея абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья как процесса восстановления физических и умственных способностей насчитывает несколько столетий, хотя в настоящее время нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию.
Так же эти понятия можно трактовать следующим образом абилитация это развитие потенциальных возможностей детей с ОВЗ, а реабилитация это восстановление утраченных возможностей и способностей. Поэтому в нашей стране система психолого-педагогической абилитации и реабилитации детей с ОВЗ построена по принципу нарушенных анализаторов.
В настоящее время в нашей стране существует восемь видов школ и дошкольных учреждений для детей с ОВЗ.
Так I-II вид это школы для слепых и слабовидящих детей, а в детских дошкольных учреждениях имеются специальные группы для детей с амблиопией и косоглазием. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей- это сложный педагогический процесс, где слепота компенсируется за счет широкого использования других функций. В процессе тренировки слуха и кожного восприятия вырабатываются специфические формы условно рефлекторной деятельности. В специализированных школах и детских садах для детей с тяжелыми нарушениями зрения проводится коррекционная работа по специальным программам и методикам. Так в этих школах предусмотрено обучение детей грамоте по рельефно-точечному шрифту Луи Брайля, который состоит из выпуклых точек. Помимо этого проводятся коррекционные занятия по ритмике, развитию речи, ЛФК, социально-бытовой подготовке, ориентировке в пространстве. Большое значение придается трудовому обучению детей и их профессиональной ориентации.
Для обучения слабовидящих детей используются технические средства: очки, лупы, увеличивающие аппараты, приборы для рельефного черчения и рисования, звуковые мишени и тренажеры. Школы для детей с тяжелыми нарушениями зрения дают учащимся неполное среднее или среднее образование, что дает им возможность дальнейшего обучения.
Глухие и слабослышащие дети обучаются по III-IV виду специальных школ. Эти школы имеют два отделения для глухих и слабослышащих детей, а для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха в специальных школах III-IVвида открываются дошкольные группы. Обучение в этих школах так же проводится по специальным программам. Глухие дети обучаются жестовой речи (дактильной). Постепенно в процесс обучения глухие дети овладевают навыками произношения и чтения с губ. У слабослышащих детей развивается остаточный слух при помощи использования звукоусиливающей аппаратуры- слуховых аппаратов.
V вид школ - это школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи имеются специальные логопедические группы. Детские сады или логопедические группы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют два отделения для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и для детей с общим недоразвитием речи. Так же имеются специальные детские сады и группы для детей с заиканием. В этих детских садах и группах предусмотрен специальный режим дня с проведением фронтальных, групповых и индивидуальных занятий по коррекции речи. Дети, овладевшие нормальной речью, переводятся в дошкольные учреждения или школы общего типа.
Еще одним видом специальных школ для детей с ОВЗ являются школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VI вида. Данные учреждения одновременно являются оздоровительными и образовательными. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом и 12-летние. За 9 лет дети осваивают программу неполной средней школы, а за 12 в объеме средней школы. Обучение ведется с учетом состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Реабили-тационную работу проводят : ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, инструктор ЛФК, массажист и логопед. Основной задачей данного типа школ является максимальное преодоление функциональных двигательных нарушений и по возможности подготовка детей к профессионально-трудовой деятельности. С этой целью используется различное оборудование: парты с ухватами и бортиками, шлемы и скафандры для фиксации головы, туловища и конечностей и другие специальные средства.
В школах VII вида обучаются дети с задержкой психического развития. Помимо учебной работы, проводится комплексная лечебно-восстановительная работа, а также коррекционные и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития. Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы коррекции и выравнивания при массовых школах. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учреждения каждого ребенка.
Специальные коррекционные учреждения для детей с умственной отсталостью – это школы VIII вида. Так же для таких детей дошкольного возраста в нашей стране созданы специальные детские сады. В этих учреждениях, которые посещают дети с легкой и средней степенью умственной отсталости, процесс обучения ведется по специальным программам.
Коррекционная работа направлена на преодоление дефектов развития, которая ведется с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Трудовое обучение занимает основное место в учебном плане и является разделом реабилитационной работы по социальной адаптации этой категории детей. Параллельно медицинскими специалистами проводится лечебно-оздоровительная работа.
Комплексное инклюзивное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов: индивидуального и междисциплинарного подхода, вариативной развивающей среды и вариативной методической базы обучения и воспитания, самостоятельной активности ребенка и семейно- ориентированного сопровождения и пр.
Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с ОВЗ в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом Реализация принципов будет обеспечена при условии создания команды специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности.
Основополагающими приоритетами инклюзивного образования считаются : принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса; социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; развитие коммуникативных, практических компетенций; профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ; знание психологических закономерностей и особенностей таких детей, а также методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса и умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми участниками воспитательно- образовательной деятельности.
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду- это
1. Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход.
2. Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей, в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка.
Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного ребенка и удовлетворение особых потребностей каждого дошкольника.