Оксана Лавриненко
Конспект занятия по ФЭМП «Столько же, больше, меньше» во второй младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Цель:
Сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше);
Формировать представления о сохранении количества;
Развивать наблюдательность, внимание, речь.
Материалы к занятиям:
Демонстрационный – различные изображения яблока (красное и зелёное, груши (с листиком и без него, апельсина (большой и маленький).
Раздаточный – кубики двух цветов.
Ход занятия:Игра «Что изменилось?»
Цель – развитие наблюдательности, внимания.
На фланелеграфе – изображение яблока, груши, апельсина. Это витрина овощного магазина.
– Наступила ночь. Дети закрыли глаза, а утром посмотрели на витрину.
Что изменилось? (Яблоко было зелёным, а стало красным)
Игра повторяется несколько раз, каждый раз меняется один компонент (апельсин был маленький – стал большой, и т. д.).
Формирование представлений о сохранении количества и действий по сравнению количеств.
Дети встают в два ряда напротив друг друга. Один ребёнок остаётся без пары – он водящий, отвечает на вопросы воспитателя.
– В каком ряду детей больше: в первом или во втором? Почему? (В первом ряду столько же детей, сколько и во втором, потому что у каждого есть пара).
Для проверки ответа каждый ребёнок первого ряда берёт за руку ребёнка второго ряда. Затем дети второго ряда берутся за руки, образуя круг.
– А теперь в первом ряду детей столько же, сколько и во втором? (Число детей не изменилось, их осталось столько же).
Проверяя ответ водящего, дети снова встают в ряд и протягивают друг другу руки.
После этого дети в первом ряду встают на расстоянии вытянутой руки, т. е. на большем расстоянии, чем во втором. Вопрос и проверка аналогичны.
Игра «Едем в гости»
Цель – формирование представлений о сохранении количества, сравнение совокупностей для случая с несовпадающим числом объектов.
Дети пришли в гости, и им предлагается сесть на заранее приготовленные стулья (в ряд). Дети убеждаются, что стульев столько же, сколько гостей, и обосновывают это.
Затем стулья ставят к столам.
– А теперь стульев столько же, сколько гостей? Как проверить? (Число стульев не изменилось, их осталось столько же, сколько гостей). Чтобы проверить, все гости должны сесть на стулья.
Гости потанцевали. В это время один стул «сломался» (воспитатель отставляет его в сторону, акцентируя на этом внимание детей).
– Поровну ли теперь гостей и стульев? (Нет). Почему?
– Как проверить? (Дети снова садятся)
– Чего больше? Чего меньше? Почему? (Стульев меньше, а гостей больше, потому что одному из них не хватило места).
Закрепление изученного материала
Дети садятся на ковёр. Воспитатель кладёт на него три зелёных кубика в ряд и предлагает положить столько же красных. Затем воспитатель меняет расстояние между зелёными кубиками (сначала кладёт их далеко друг от друга, потом очень близко, затем кладёт их в коробку). После каждого изменения воспитатель спрашивает детей о том, каких кубиков больше (меньше, просит обосновать ответы. Все ответы проверяются с помощью приёма приложения. Постепенно воспитатель увеличивает число кубиков обоих цветов. При этом можно рассмотреть случаи, когда зелёных или красных кубиков больше (меньше).
Итог занятия