Инна Карачун
«Стихи-руками». Из опыта работы воспитателя дошкольной группы реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
СТИХИ – РУКАМИ.
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!. Позвольте представиться - я педагог дошкольной группы реабилитационного центра «Феникс», город Смоленск- Карачун Инна Леонидовна. Я хочу поделиться своим опытом работы со своими дошколятами. Речь пойдет о «СТИХАХ-РУКАМИ».
Публикация «„Стихи-руками“, Из опыта работы воспитателя дошкольной группы реабилитационного центра» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи о работе воспитателя
- Темочки
Но для начала, вкратце представлю вам сою группу «Росточек». Это 12 малышей в возрасте от3-х до 5- ти лет со сложной судьбой - все они оказались по той или иной причине в трудной жизненной ситуации и, зачастую, только у нас в центре по настоящему окунаются в ту жизнь, в которой и дОлжно жить малышам: с играми, занятиями, вниманием взрослых, средой,направленной на полноценное развитие и социализацию маленьких воспитанников.
Надо ли говорить, что наши дети отстают от своих сверстников в развитии: эмоциональном, психическом, и речевом. А так хочется помочь малышам!
И я на протяжении уже долгих лет использую в работе простой, но очень действенный метод - стихи руками. Такое рассказывание стихов вызывает живой интерес у ребят, помогает в развитии памяти, непроизвольного внимания, мелкой моторики рук, да и просто создает хорошее настроение. А совместные «озвучивания» стихотворных строчек помогают ребятам снять неуверенность, зажатость, а кому-то и погасить агрессию.
Еще одно немаловажное достоинство такого прочтения - это развитие творческих способностей моих малышей, и после совсем непродолжительного срока - каждое «ручное» рассказывание превращается в маленький спектакль.
Стихов для такого рода прочтения великое множество и их используют в своей работе логопеды и психологи, музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре. Метод «ручного» рассказывания универсален и решает массу задач! Но самое главное-это любимое занятие малышей и каждый новый стишок они с удовольствием разучивают, раскрашивая декламирование жестами. Иногда я использую для лучшего запоминания и создания выразительного рассказывания картинки-маячки. Эти картинки мы с малышами рассматриваем до разучивания нового стихотворения. На них, как правило, изображена наиболее яркая иллюстрация того, о чем говорится в стихотворении.
Например, мы рассматриваем изображение спящего медведя в снежной берлоге. Вместе с малышами выясняем - Кто это? Что делает? Где спит?
А позже разучиваем стихотворение И, Токмаковой «Медведь».
Как на горке снег, снег (плавное движение кистями рук сверху - вниз)
И под горкой снег, снег (плавное движение рук вправо- влево)
И на елке снег, снег (разводим руки плавно в стороны)
И под елкой снег, снег (движение пальчиками, имитирующие падающий снег)
А под снегом….(пауза, с выразительной мимикой лица- удивление, легкий испуг.) спит медведь (говорится шепотом)
Тише, тише (прикладываем пальчик к губам) не шуметь.
Мои малыши всегда после этого ждут вопроса - А почему нельзя шуметь?. И тут. они со всей силой своего артистизма начинают рычать, изображая сердитого мишку…порою даже стайка «невыспавшихся» медвежат с визгом пытается догнать «испугавшегося» воспитателя.
Отдельно мне бы хотелось рассказать и о пальчиковом сопровождении стихотворных строчек. Тут так же есть широкое поле для творческого самовыражения, такие упражнения способствуют как развитию психических процессов, так и просто созданию эмоциональноположительного настроя в группе.
Например:
Маленькая птичка прилетела к нам (кистями рук изображаем крылышки птички)
Маленькой птичке зернышек я дам (левая ладошка в форме чашечки - правой «сыпем» зернышки)
Маленькая птичка зернышки клюет (из чашечки - большой и указательный пальчики сомкнуты - клюв птички. Птичка клюет)
Маленькая птичка песенки поет (Большим и указательным пальцем им правой руки имитируем пение -Чик-чирик)
Затем мы с ребятами двумя сомкнутыми прямыми пальцами обоих ладошек изображаем ворон.
Рано –рано поутру,
Две вороны поутру,
Кар да кар,
Да кар да кар.
И строили базар (дети кистями рук изображают каркающих ворон).
Тут детской фантазии есть, где проявиться. Вороны получаются серьезные, громкоголосые! Затем мы обыгрываем разговор ворон и маленькой птички…попарно, стайками. Простор для творческого самовыражения.
Используя метод «стихи руками» в своей педагогической практике долгое время могу с уверенностью утверждать, что для моих малышей это один из любимых способов игры. Да, ведь для ребят это все игра…Они не думают о том, какую пользу приносит им это действо. они просто играют…но…начинают лучше говорить, с легкостью запоминают стихи, и с удовольствием их декламируют на утренниках и просто потому, что хорошее настроение…
Уважаемые коллеги, рекомендую Вам этот метод использовать в своей практике. Он очень скоро станет любим и Вами и Вашими воспитанниками.