Платонова Наталия
Конспект открытой ОД в подготовительной группе «Сталинградская битва. Город-герой Волгоград»
Конспект открытой ОД в подготовительной группе
(МБДОУ ЦРР – детский сад №38 «Солнышко» ГОЩ)
Разработала:
воспитатель
Платонова Наталия Ивановна.
Открытая образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему : «Сталинградская битва. Город – герой Волгоград».
Публикация «Конспект открытой ОД в подготовительной группе „Сталинградская битва, Город-герой Волгоград“» размещена в разделах
- Волгоградская область, Волгоград
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сталинградская битва, 2 февраля
- Темочки
Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордость за героизм нашего народа, единение с людьми в борьбе за мир.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формировать у детей представления о Великой Отечественной войне.
2. Познакомить детей с легендарным сражением под Сталинградом. 3. Расширять кругозор, пополнять и расширять словарный запас: «Сталинградская битва», «Мамаев курган».
Развивающие: 1. Развивать любознательность, наблюдательность, внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение, чувство благодарности и любви к ветеранам войны, к памяти боли и утрат во время войны.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми на тему: «Великая Отечественная Война», на тему «Сталинградская битва».
2. Разучивание с детьми стихов;
4. Проведение занятий по рисованию на тему «Битва за Сталинград».
5. Чтение рассказов из цикла «Детям о войне».
6. Рассматривание картинок из серии «Дошкольникам о в
Ход ООД
(Вход детей под марш) - Дети, вы когда-нибудь путешествовали по страницам истории? (О. Д.) - А знаете что такое история? (О. Д. - история- это время, которое уже прошло, время которое помнят и вспоминают). - Как это время называется? (О. Д. - прошедшее) - А время, которое еще не наступило? (О. Д. - будущее) - А то время, в котором мы сейчас с вами находимся? (О. Д. - настоящее) - Хотите совершить путешествие в прошлое? (О. Д) - Давайте наденем солдатские пилотки и отправимся в путешествие. - А как мы туда попадем - в прошлое? (Звуки реки) -А-а, это же река времени… Много воды унесла река времени с тех пор. (Гудок теплохода) - А вот теплоход, на котором мы будем путешествовать по реке времени. Капитаном будет Саша. (Голос Левитана о начало войны) - Минуло уже почти 79 лет с того первого незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Куда же мы с вами попали? (О. Д. - в Великую Отечественную войну) - Это же началась Великая Отечественная война… - С кем она проходила? (О. Д. - с немецко-фашистской Германией) - Почему же её так назвали? - Что означает слово «Великая»? (О. Д. - большая, крепкая, несокрушимая, непобедимая); - «Отечественная?» (О. Д. - большая семья, люди всех национальностей, смелые, отважные). - «Война?» (О. Д. - слёзы, боль, крик, ужас, кровь, жестокость, борьба). - Как вы думаете, почему на нас напали (О. Д. – потому что Германии нужна была наша необъятная территория, с богатыми недрами нашей земли) - Много взрослых ушло воевать, и сильных, и смелых, и отважных людей. - Давайте выйдем из теплохода и представим, что мы идем на войну… (Звучит музыка «Вставай страна огромная») (Слайд 2-5 Солдаты идут на войну) ребё нок: Чёрные тени в тумане росли, Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали -
Так начиналась война
ребё нок: Фронт налево, фронт направо,
Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
- Мы с вами попали в историю «Сталинградской битвы».
- В каком городе проходила эта битва? (О. Д. - город Сталинград)
- В военные и довоенные годы город носил название – Сталинград. Почему? (О. Д. - в честь И. В. Сталина — руководителя Советского государства, маршала Советского Союза.)
(6-7Слайд фото Сталина И. В.)
- Сталинград связывал центральные районы страны с южными областями, по реке Волге доставляли нефть (город Баку). Что такое нефть? (О. Д. – это керосин для самолетов, дизельное топливо для танков, бензин для машин). – В город поступало топливо для военной техники - вот поэтому город был нужен немецким фашистам. (Звучат самолеты, звуки войны) (Слайд 8- 21 разрушенного города Сталинград, развалины)
- В июле 1942 года в город Сталинград ворвались фашистские танки, самолеты, машины, пехота. Над городом кружились немецкие бомбардировщики и сбрасывали тысячи бомб. Город был охвачен пламенем. Так началось наступление на Сталинград. ребё нок: От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля –
Все пылало над Волгой – рекой.
(Песня «Течет река Волга»)
- А как называется этот город в наше время? (О. Д. – Волгоград). - Почему, его так назвали? (О. Д. - потому что, стоит на реке Волга). - Город был почти разрушен. После войны в течение 15 лет восстанавливали Сталинград из руин. И уже заново выстроенный город был назван - Волгоград. (Воспитатель роняет на пол фотографии) - Дети, помогите собрать, но только их надо разложить в разные конверты. (Дидактическая игра «Сталинград и Волгоград»).
(Музыка о ужасе войны)
-Горели не только здания, горели земля и Волга. В этой битве погибло много солдат и мирного населения. Бойцы бились за каждую улицу, за каждый дом, до последнего патрона, до последней гранаты. Девизом Сталинградской битвы стали знаменитые слова : «Ни шагу назад!». Давайте все вместе повторим девиз и запомним его. ребё нок: Река бушевала под ливнем стальным,
Окутали город и пламя, и дым.
Пусть падают бомбы, и пули свистят –
Ни шагу назад! Ни шагу назад!
Здесь рушатся даже металл и гранит,
Но русский боец непреклонно стоит.
И гордо слова огневые звучат:
«Ни шагу назад! Ни шагу назад!»
В. Костин.
-Мы продолжим наше путешествие на самом популярном транспорте в Сталинграде – это трамвай. А поведет наш трамвайчик - Савелий. (Звуки трамвая) (Строим из стульев трамвай)
- Посмотрите на право, мы проезжаем монумент Мельница. (Слайд 22-32 Мельница)
Мельница – один из символов Волгограда и Сталинградской битвы. Две фугасные бомбы полностью проломили крышу мельницы.
Одно из тысяч зданий, разрушенных в дни сражения, она была оставлена нетронутой как памятник, как память потомкам о кровопролитных боях, как наглядное свидетельство того, каким был Сталинград в 1943 году.
В военные годы и сразу после войны некоторые помещения мельницы, в которых можно было ночевать, были наскоро отремонтированы и заселены. Сохранилось уникальное фото, на котором несколько окон разрушенной мельницы застеклены. (Слайд 33) ребё нок: Мельница». (Н. Мордовина) Стоит на самом берегу, Черна от гари и пробоин – Израненный, бесстрашный воин, Загородивший путь врагу. Её от крыши до подвалов Изгрызли трассами свинца – Она солдатские сердца Своею грудью прикрывала. Взрывною смятые волной, Провисли ленточные марши… Я становлюсь немного старше, Глазами встретившись с войной.
- Вот мы подъезжаем к следующей монументу «Дом Павлова» (Слайд 34-41 Дом Павлова)
Есть в Волгограде знаменитый «дом Павлова». Сержант Яков Павлов, выполняя приказ командира, первым проник с тремя бойцами в четырехэтажный дом уже занятый фашистами. Удерживали его почти два месяца. Солдаты не только отстояли этот дом, но и спасли тех людей, которые прятались в подвале этого дома. Теперь на руинах этого дома изображен рельеф воина-защитника, один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников этого дома. Этот дом и сейчас стоит на одной из улиц Волгограда
- Мы подъехали к следующему монументу. - Помогите мне вспомнить название. Я вам загадку произнесу, а вы отгадайте.
- Он по Африке идет, на всю Африку поет: Я кровожадный, я беспощадный Я разбойник и злодей Подавайте мне маленьких и очень маленьких детей (О. Д. - Бармалей)
-Вот теперь я вспомнила
«Фонтан - Бармалей» (3 монумент) (Слайд 42)
(Физкультминутка в кругу)
«Минутка бодрости с Айболитом»
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам.
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)
(Слайд 43-47 фонтана)
«Фонтан «Бармалей» находился на территории нынешней Привокзальной площади. Фонтан — один из известных объектов Сталинграда, переживших Великую Отечественную войну, но в послевоенные годы он был разобран. (Слайд 48-49 фонтана)
В 2013 году были установлены две копии фонтана: одна — рядом с мельницей Гергардта, другая — на Привокзальной.
(Звуки электрички) Дальнейшую поездку мы продолжим за город, поэтому добираться будем на электричке. А повезет нас машинист Муслим. (Сделали из стульев вагон)
Солдатское поле (4 монумент) (Слайд 50-55 Солдатское поле) (Песня «Растет в Волгограде березка»)
- Есть на Волгоградской земле и Солдатское поле. Этот мемориал находится не далеко от Волгограда. На поле бронзовая фигура девочки с васильком в руке - олицетворение спасённого детства. У ее ног – солдатское письмо – треугольник. На нем выбит текст письма, которое много лет назад отправил дочери комиссар полка, майор Дмитрий Петраков. Послушайте, что было написано в том письме.
(Музыки Моцарта «Лакримоза») (Воспитатель читает письмо)
«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв, василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной. И если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе не понятно, объяснит мама».
-Давайте, мы с вами тоже научимся делать письма, которые получали в годы ВОВ. (Звучит песня военных лет) (Изготовление поздравительного письма «Треугольничек - заветный»). ребё нок: - "Треугольничек" заветный ждали с фронта каждый день,
В сотый раз такой листочек перечитывать не лень.
. Эти жёлтые странички - нам из прошлого привет.
Чтобы помнили потомки через много-много лет.
(Дарим гостям письма треугольнички)
(Гудок теплохода) - Давайте, продолжим нашу экскурсию по Сталинграду опять по Волге на теплоходе. (Из стульев строим теплоход) - Кто на теплоходе у нас капитан? Саша.
Последняя остановка Мамаев курган (5 Монумент) (Слайд56) (Музыка о ужасе войны)
Во время штурма Сталинграда немецкие части пытались захватить вокзал и главную высоту – Мамаев курган, с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу.
Много советских воинов погибло в том сражении, но враг не прошёл за Волгу. Удержать высоту, было делом чести. И наши солдаты верили в Победу.
-Немецкая армия вынуждена сдаться в плен. Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва, которая длилась 200 дней и ночей. Она стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной Войны.
(Голос Левитана о победе) (Слайд57-69 Мамаев курган) После победного окончания ВОВ подвиги наших воинов-героев, сражавшихся на Мамаевом кургане и отдавшие свои жизни за Родину, были увековечены в виде скульптур. Площадь героев украшают скульптуры воинов. А на главной высоте – Мамаевом кургане установили монумент «Родина-мать» куда каждый день люди идут с цветами, чтобы почтить память погибших воинов, имена которых вписаны золотыми буквами в пантеон славы.
Памятник "Родина-мать зовет". Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча. ребё нок: На Мамаевом кургане возвышается гора, А под ней лежат ребята не пришедшие тогда. Не вернулись сотни деток к матерям родным домой! Все они легли на поле под родною стороной.
ребё нок: Мамаев курган посещая, Прочтем имена тех бойцов, Что нас от беды защищали И вспомним погибших отцов. ребё нок: Неугасима память поколений. И память тех, кого мы свято чтим Давайте, люди вспомним на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
Ребята, давайте в память тех, кому мы обязаны жизнью, зажжем свечу и почтим их подвиг минутой молчания.
(Воспитатель зажигает свечу) (Музыка Грезы)
-Минута молчания.
(Звучит музыка колесо истории)
-Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Вернуться назад в наше время нам поможет «Колесо истории». Нужно проговорить слова - "Раз, два, три - в настоящее нас верни". (Сняли солдатские пилотки)
(Звучит музыка мира)
Как хорошо жить в мирное время, спокойно спать, учиться, без страха смотреть на синее небо. Мы живём в самой красивой и славной стране Россия, так пусть же она живёт, растёт и процветает!
(Слайд 70-83 города Волгограда) ребё нок: Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь И над волгой стоишь величаво. Волгоград – наша доблесть и наша любовь! Волгоград – наша гордость и слава! ребё нок: Спасибо всем, кто жизнь отдал За Русь родную, за свободу, Кто страх забыл и воевал, Служа любимому народу
Подведение итога
Ребята, я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового о Сталинградской битве, о том, как сражались наши воины за Родину.
Как назывался во время ВОВ город Волгоград? (О. Д. - Сталинград)
Как называлась битва, за освобождение города? (О. Д. - Сталинградская битва)
Сколько дней длилась Сталинградская битва? (О. Д. - 200 дней)
Кто победил в сражении за Сталинград? (О. Д. - Советские Армия, войска)
Какой девиз Сталинградской битвы? (О. Д. - «Ни шагу назад».)
Какой монумент возвели на Мамаевом кургане? (О. Д. - «Родина-мать»)
В память о сегодняшней беседе хочу вам раздать открытки с изображением «Родина -мать», чтобы вы помнили и не забывали….