Лучший педагог года

«Способы развития творческих способностей дошкольников»

Галина Рязанцева
«Способы развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья для родителей

«Способы развития творческих способностей дошкольников»

Проблема развития творческих способностей стоит особенно остро в наше время, когда человек начинает цениться по его способностям.

Предпосылки развития творческой личности возникают у ребенка очень рано, но даже те элементы качеств творческой личности, которые могут быть сформированы в дошкольном детстве встречаются у детей не так часто. Развитие творческой личности не происходит само, а требует особого внимания. Лучшая подготовка к будущему – формирование у малыша внутреннего комфорта, бесстрашия перед новыми шагами, ощущения полноты жизни. Конечно, надо учить и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества. Лучше не регламентировать жизнь ребенка, а оставлять за ним право самостоятельного решения, выбрать, чем будет заниматься, самому спланировать свой день, придумать какие игрушки взять на прогулку и во что там играть. Ребенок в таких ситуациях получает поддержку в своем свободном отношении к жизни, в своих творческих проявлениях.

Публикация «„Способы развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах

Чаще всего мы стараемся представить мир радостным и постоянным: вот он сам, вот и любящие его родители и т. д. Но мир состоит из противоречий, противоположностей: рядом с радостью - горе, рядом с жизнью – смерть и т. д. Ребенок, привыкший видеть только одно хорошее или плохое теряется в новой неожиданной ситуации, не может найти выход.

Мышление, позволяющее воспринимать мир в его противоречиях и находить выход из них – проявление творческого воображения. Это основа для развития личности как отношения к нашей изменчивой жизни.

Конечно же, развитие творческого воображения начинается с игры. Творческие игры не только развивают воображение ребенка, но и формируют его характер и личность. Поэтому тут особенно необходима поддержка и деликатность в оценках. Ведь важно дать не только нужные умения, но и вселить в него уверенность, качество борца, отстаивающего свою идею. Каждая игра – это и школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению проблемы и стойко переносить неудачу.

Чтобы понять в каком возрасте и в какие игры играть с детьми, необходимо понять, что характерно для воображения ребенка в каждом возрасте.

Первые проявления воображения обычно наблюдаются в 2-3 года. Именно тогда ребенок начинает кормить куклу камешками – котлетой, меряет температуру палочкой – градусником, т. е. пользуется игрушками-заместителями. Поэтому и игры, в которые можно поиграть с малышами, должны научить их хоть чуть-чуть оторваться от видимой реальности. Например, игра «Что такое» (разные кружки, палочки разной длины, фигурки различной формы и т. д.). Воображение детей 4-5 лет более устойчивое, образцы - более развернутые. Он по-прежнему отталкивается от действительности, но его образы более полные, насыщенные деталями. Значит, и игры должны быть направлены не только на то, чтобы, оттолкнувшись от действительности, создать новый образ, но и наполнить его деталями, связать отдельные представления между собой.

Игра «Сочиняем сказку».

(2-3 кружка разного цвета на каждого играющего. «Кто это» и сочиняем про них сказку. Лучшие записать в «Книгу сказок»).

К 6 годам надо быть более внимательными к творческому развитию детей. Здесь родители и детский сад усиленно готовят ребенка к школе, и фантазия и творчество нередко остаются в стороне. В этом возрасте важно, как и раньше, развивать умение придумывать оригинальную идею своего произведения и создавать уже более полный план ее воплощения (руль-круг, дом-квадрат и т. д.).

В играх, которые есть в специальной литературе, обычно указан возраст, но указанный возраст относителен, потому что все дети имеют разный уровень развития, разные творческие способности, разные возможности обучения. Поэтому, играя с ребенком, следует оценивать те его качества, которые уже сложились. Если он легко и быстро справляется с заданием, соответственно его возрасту, можно предложить ему более трудные. Но ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего-то не умеет.

Творческие задания имеют обычно несколько решений, поэтому здесь не должно быть «верно-неверно», практически любое решение может оказаться верным, более или менее удачным. Важно научить ребенка выдвигать несколько решений и отстаивать свое; принимать ответы товарищей положительно.

Вот несколько игр по возрасту.

3 года

1. «Какая игрушка».

2. «Угадай, кого загадали» (несколько игрушек, описать вид или местоположение).

3. «Сложи картинку».

4. «Что плавает, что тонет?».

5. «Камушки на берегу» (волшебник заколдовал и превратил в камушки то, что было на берегу. Чтобы расколдовать, надо догадаться, что здесь было. После ответов выбрать один из вариантов и дорисовать камушек).

4-5 лет

1. «На что похоже?»

2. «Волшебная мозаика»

3. «Поможем художнику» (Дорисовать вместе с ребенком схемы изображения человека, придумать про него историю, как его зовут, куда идет, что там случилось).

4. «Превращения» - заколдованные и расколдованные картинки.

5. «Заметить необычное» - на прогулке.

6. «Наоборот» (лед-вода, артист-зритель).

7. «Кто кем будет?» (Диалектическое мышление).

8. «Кто кем был?»

9. «Волшебное зеркало».

6-7 лет

1. «Чего на свете не бывает?» (рисуют и обсуждают, чего не бывает в жизни).

2. «Говорящие рисунки» (по пиктограммам сочиняют сказку).

3. «Звезды на небе» (ребенок раскладывает картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места).

4. «Перевертыши» (например, превратить прямоугольник в вагон, конверт, паровоз, а затем перевернуть его в вертикальное положение и превратить его в высотный дом и т. д.)

5. «Найди недостающий предмет или слово».

6. «Какой из предметов лишний?»

7. «Исключи слово».

Таким образом, вышеуказанные игры способствуют повышению качества внимания, работоспособности; развитию гибкости и критичности ума, воображения, творческих способностей.

Подготовила воспитатель старшей группы МКДОУ-детского сада №18

Рязанцева Галина Романовна

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у дошкольников» Каждый ребенок по своей природе индивидуален. Развивая ребенка как личность, мы обязаны развивать и его способности. Только при общем гармоничном.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Способы развития творческих способностей дошкольников»
Опубликовано: 22 августа 2014 в 08:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Способы развития творческих способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Рязанцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД