Недошковская Елена
Создание экологической развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание экологической развивающей среды в ДОУ»
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.
В рамках деятельности дошкольного учреждения - это возможно путем создания разнообразных центров природы в групповых помещениях.
Публикация «Создание экологической развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
При оформлении экологического центра воспитателю важно учитывать:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН,
которые не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь разрешено помещать только растения.
Оформление центра природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно - образовательной работы.
Требования при организации в ДОУ уголков природы:
• уголок природы должен быть ярким и красочным;
• стеллажи, полки обязательно закреплены;
• календарь природы должен быть в каждой возрастной группе;
• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
• природный материал должен размещается в достаточном количестве;
• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие:
-четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная герань, фуксия, бегония, бальзамин, колеус
Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений
Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)
В средней группе комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы.
В старших группах в уголок природы размещают 8-10 видов растений
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе - формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения.
• Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: требующие очень небольшой и редкой поливки и с большой потребностью во влаге;
Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений.
• Побегами, листовыми черенками, размножаются делением куста, размножение клубнями
Существуют временные обитатели уголка природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
-Букеты цветов в вазах;
-Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)
-Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа)
-Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)
-Ветки деревьев и кустов в вазах;
В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы.
Совместно с воспитателем ведется дневник наблюдений за ростом и развитием растений
Необходимым элементом уголка природы является «огород на окне»
В центре природы в каждой группе необходимо иметь:
• наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
• альбомы «Времена года»;
• книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные;
• рисунки детей о природе и поделки из природного материала;
• материал для труда;
• оборудование для экспериментов;
• для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал;
• для детей старшей, подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами;
• дидактические игры природного содержания;
-инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы.
Необходимым элементом уголка природы являются всевозможные макеты.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Одна из составляющих зоны экологии – «лаборатория» для экспериментирования.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
• место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и т. п.)
• место для приборов
• место для хранения материалов (природного, "бросового")
• место для проведения опытов
место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Также в экологическую среду ДОУ входит сама территория детского сада
Красивая и уютная, ухоженная территория детского сада радует глаз и будто приглашает детей и родителей в гости, в сказку, которая должна отвечать требованиям безопасности для здоровья и жизни маленьких граждан, а также служить их экологическому воспитанию. Согласно СанПиНу для детских садов, на территории таких учреждений не должно быть никаких плодоносящих деревьев и кустарников, а также растений с колючками, острыми листочками и ядовитыми частями.
На участке дети знакомятся с изменениями, которые происходят в природе, с ландшафтными архитектурными объектами (горки, цветники, следят, как готовятся растения к смене сезонов. Прогулки по участку детского сада закрепляют умения детей правильно вести себя в природе (не
ломать кустов, ветвей, не оставлять мусор, не разрушать муравейники).
Следующий объект это:
Экологическая тропа. Экологическая тропа детского сада –это природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной экологической содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.