Алла Данилова
Создание условий в группе для реализации коммуникативной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Консультация для воспитателей
«Создание условий в группе в соответствии с возрастом детей для реализации коммуникативной деятельности»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Формирование правильной речи, развитие коммуникативных способностей детей - основные задачи дошкольного образования.
Публикация «Создание условий в группе для реализации коммуникативной деятельности» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. И в связи с этим возникает необходимость формирования у дошкольников конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими взрослыми, к взаимодействию друг с другом.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей. У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Извлечение из ФГОС ДО.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для полноценного коммуникативного развития детей необходимо обеспечение речевой развивающуей предметно-пространственной среды (цель, основными составляющими которой можно выделить (задачи):
1. Педагогам пользоваться правильной речью.
2. Использовать наиболее эффективные методы и приемы формирования и развития разных сторон речи детей.
3. Создать условия в группе - обеспечить специальным оборудованием.
4. Организовывать работу с родителями, направленную на формирование правильного коммуникативного воспитания в семье.
Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
В дошкольной педагогике используются следующие методы развития речи:
Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
-заучивание наизусть;
-пересказ;
-обобщающая беседа;
-рассказывание без опоры на наглядный материал Практические:
- дидактические игры;
-игры-драматизации;
-инсценировки;
- дидактические упражнения;
-пластические этюды;
-хороводные игры
В пустых стенах ребенок не заговорит. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих психолого-педагогических требований в свете требований ФГОС:
Среда должна быть содержательно - насыщенной
Трансформирумой
Полифункциональной
Вариативной
Доступной
Безопасной
Главное требование - не переборщить с перенасыщенностью по содержанию пособий, должен присутствовать принцип легкости и прозрачности среды.
Показателем оценки развивающей среды – является положительное эмоциональное состояние ребенка, наличие продуктов детской деятельности, динамика его развития.
Определяющим моментом в создании среды является образовательная программа, содержание образовательных областей и комплексно-тематический план. При этом важно учитывать содержание тематического плана на месяц, интересы детей, события, праздники и периодически дополнять материал. Предметно-пространственная среда должна функционировать, как живой организм развиваться и меняться.
Для речевого развития дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Оснащение уголка (центра) по возрастам:
1 младшая
В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:
• Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
• Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);
• Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
• Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
• Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);
• Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
• Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных, сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами
2 младшая
В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.
• Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
• книги с обычной листовой структурой;
• Эстампы на темы русских народных сказок.
• Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Средняя
В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).
• Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
• Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
• Открытки для рассматривания по произведениям;
• Портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;
• Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
• Материал для ремонта книг
Старшая
Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
• Портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский;
• книги, рекомендованные программой;
• Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
• Энциклопедии («умные» книжки, словари;
• «Толстые» книжки (которые воспитатель читает детям в течение длительного времени);
• Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
• наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
• Портреты художников – иллюстраторов (Е. Рачев, Н. Чарушин);
• Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. п., выставки с рисунками детей на заданную тему.
Подготовительная к школе
Количество книг в уголке не регламентировано.
• книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, ее истории, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т. д.):
• 2-3 сказочных произведения;
• стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
• издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
• рассказы в картинках;
• весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями разных художников;
• книги, которые дети приносят из дома;
• добавляются книги на школьную тематику;
• портреты известных детских писателей, поэтов;
• книги – самоделки;
• энциклопедии, словари, журналы;
• библиотечка по книжкам – малышкам.
Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.
Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. На основном пространстве в игровой комнате размещают мебель и модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Требования к зоне речевого развития
- Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Звери наших лесов», «Зима», «В мире животных», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.);
- Наличие картотеки речевых игр;
- Наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.);
- Наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки)
- Комплекты игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек);
- Различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», и др.);
- Альбомы по речевому развитию (“Говори правильно”, картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д;
- Схемы, таблицы, мнемотаблицы;
- Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
Материалы для организации центра по развитию речи
Младший дошкольный возраст
1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. 2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.). 3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения, времена года (природа и сезонная деятельность людей). 5. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)
Средний дошкольный возраст
1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. 2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей и на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду, ошибки (по смыслу).
3. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
4. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
5. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
6. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
7. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
8. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
9. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
10. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
11. Набор кубиков с буквами.
12. Набор карточек с изображением предмета и названием.
Старший дошкольный возраст
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки). 2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 4. Игры для совершенствования грамматического строя речи: «Назови ласково», «Один-много, много-один», «Составь слово из двух», «Добавь слово» 5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. Игры: «Мяч бросай животных называй», «Кто чем занимается», «Горячий – холодный» 6. Пособия и демонстрационные материалы по подготовке детей к обучению грамоте:
• Классная подвижная азбука.
• Азбука в картинках.
• Дидактические игры: «Буква за буквой», «33 богатыря», «Умный телефон»,
• Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
• Звуковые линейки.
• Комплект наглядных пособий по обучению грамоте.
• Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
• Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) др.
В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, не только педагоги, но и родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.
Для достижения единой цели нужно:
- познакомить родителей с особенностями развития речи дошкольника.
- повысить у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.
- вовлечь родителей в педагогический процесс (в т. ч. процесс правильного формирования речи ребенка) и жизнь группы.
Результаты образовательной деятельности. Достижения ребенка на окончание обучения в ДОУ.
• Ребенок ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.
• Задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни.
• Участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.
• В коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.
• Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр.
• Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов.
• Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Речевое развитие – это важный компонент развития ребёнка в целом, и важно не упустить момент становления речи малыша. И когда он вырастет - скажет вам СПАСИБО.