Получи документы

Создание условий для преодоления водобоязни у детей в ДОУ посредством плавания

Екатерина Быкова
Создание условий для преодоления водобоязни у детей в ДОУ посредством плавания
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации (социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности, становление связи ребенка с окружающим миром, с социумом. Происходит приобщение к культуре, к общим ценностям. Дошкольное детство - время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, первоначального становления его личности.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека.

Публикация «Создание условий для преодоления водобоязни у детей в ДОУ посредством плавания» размещена в разделах

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

• Забота о сохранении и укреплении здоровья детей.

• Формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни.

• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

Создания условия успешной социальной ситуации развития детей в ДОУ посредством физического развития.

• Обеспечение условий физического и психического благополучия воспитанников.

В части формирования участников образовательных отношений наша работа направлена на развитие как физических качеств, так и развития эмоционально – волевой сферы, морально – нравственных качеств воспитанников, посредством дифференциации физкультурно – оздоровительной работы, что подразумевает организацию профилактики эмоциональных перегрузок, страхов, срывов и гармоничное развитие личности в целом. Одним из проявлений психо – эмоциональной нестабильности дошкольника является страх воды, т. е водобоязнь.

Главная задача инструктора по плаванию – помочь детям освоиться в воде, не испытывать боязни и страха, чувствовать себя уверенно и совершенно свободно.

Но чтобы решить эту задачу, в первую очередь необходимо определить психологический аспект страха.

Водобоязнь – это форма страха, когда у ребёнка повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обострённой реакции новичка на неприятные ощущения при попадании воды на лицо и, особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твёрдую опору.

Страх перед водой может появиться по многим причинам:

1. Страх неведомого и невиданного.

2. Личный опыт утопления (захлёбывание).

3. Неправильное эмоциональное реагирование взрослых на неудачу ребёнка и др.

Сама водобоязнь опасно еще и в формировании у ребенка чувства вины, которая может проявляться в понижении самооценки, в снижении или потери самоответственности, социальной значимости (значит я не такой как все, ненавижу себя за это, проявления агрессивности наблюдаются, состоянии постоянной тревоги при приближении к воде. Дети, страдающие водобоязнью, мнительны и легко внушаемы. Многие из них имеют слабую психику, неуверенность в своих силах. Водобоязнью руководит психологический барьер, мешающий общаться с водой. При обучении нужно учитывать индивидуальные особенности детей, пол, возраст, характер.

Методы устранения страха.

Четких и однозначных способов преодоления страха и водобоязни не существует. В своей работе я придерживаюсь следующих методов: внушение, самовнушение, дыхательные упражнения, релаксация.

Упражнения выполняются в спокойной обстановке, даются ровным тоном, вселяющим уверенность в воспитанников. Большое значение по преодолению водобоязни отводится в период начального обучения плаванию. Необходимо помнить, что ребёнок, имеющий страх воды (наследственно, при пребывании в воде, находится в эгоцентричном состоянии, сосредоточен только на себе, на своем страхе, сомнении, теряет реальное осознание действительности, не слышит слов инструктора, обращенных к нему. Прежде чем приступить к ликвидации водобоязни, необходимо выяснить причины возникновения страха, а в виду того, что дети чаще всего не могут ответить на этот вопрос, то беседу желательно провести с родителями данного ребенка, которые смогли бы ответить на поставленные перед ними вопросы, касающиеся непосредственно причины возникновения водобоязни.

Применяемые методы должны соответствовать:

• Принципам системы физического воспитания (сознательности, активности, доступности)

• Конкретным педагогическим задачам

• Индивидуальным особенностям и возможностям занимающихся (пол, возраст, состояние здоровья, физические способности).

• Доступным условиям выполнения упражнений с учетом факторов внешней среды и оборудования.

При ликвидации водобоязни необходимо воспитывать у занимающихся самовнушение и самовоспитание, умение мысленно представлять образ предстоящих действий.

Нет таких форм организации, где не использовался бы метод слова.

Методы слова и демонстрации – информационные методы. При использовании метода слова, особые требования предъявляются к инструктору. Его речь должна быть ясной, грамотной, четкой, и логичной.

При начальном обучении, немаловажное значение имеют подводящие упражнения, используемые для обеспечения усвоения двигательного действия. Отрабатываемые до автоматизма упражнения на «суше», легче усваиваются в водной среде.

Все выше перечисленные методы складываются в одну из форм проведения занятия по плаванию : сюжетное с элементами психогимнастики.

В тесном сотрудничестве и взаимодействии с педагогом-психологом мы разработали цикл сюжетных занятий с детьми в бассейне, предотвращающих водобоязнь и влияющих на положительное, комфортное пребывание детей в воде.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей. На занятии ребёнок, во время игры, принимает на себя роль сказочного героя или персонажа и переживает какую – либо ситуацию. Эта «маска» помогает ему преодолеть барьер своих страхов, в частности воды. При этом его поведение корректируется мягко и без потрясений. А эмоционально окрашенное занятие мотивирует на интерес к занятиям по плаванию.

Релаксация, как элемент психогимнастики, также занимает важное место в проведении занятия по плаванию.

Релаксация - упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников следующим приемам:

чувствовать разницу между напряжением и расслаблением;

напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

сочетать упражнения мышечной и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, я уверен в себе).

Можно применить такие релаксационные упражнения как: «стряхни водичку с рук, ног»; «мы под солнышком лежим», «настроение моря», «морские фигуры».

Нельзя оставить занятие без дыхательных упражнений. Дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на все системы организма. Успокаивающее дыхание может погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение, снимает агрессию и волнение.

Я применяю в своих занятиях такие упражнения как: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Кипящий чайник» и др.

Советы инструктору по плаванию.

• не стоит заниматься «закаливанием», т. е. если ребенок боится воды, не заставляйте его силой войти в воду, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка. Никогда не кричите на ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно!

• не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за неудачу.

• постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

• поддерживайте ребенка, но не идите на поводу.

• важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для преодоления водобоязни у детей в ДОУ посредством плавания
Опубликовано: 13 апреля 2015 в 20:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для преодоления водобоязни у детей в ДОУ посредством плавания» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Быкова (УИ 336868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД