Наталия Ракульцева
Создание образовательного пространства для развития детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития детской инициативы была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных.
Современная образовательная ситуация в России отражает быстрые и глубокие изменения в общественной жизни страны. Именно радикальные перемены, инициируют новые требования к образованию подрастающего поколения на разных его ступенях. В Конституции Р. Ф., в з-не «Об образовании Р. Ф.», в ФГОС ДО сформирован социальный заказ государства системе образования : воспитание инициативного, ответственного человека, готового принимать решения в ситуации выбора. Данные компетенции возможно сформировать в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который ориентирует дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и дошкольные образовательные организации (ДОО) на организацию образовательного процесса в совершенно новом формате.
Публикация «Создание образовательного пространства для развития детской инициативы» размещена в разделах
В общих положениях первого раздела пункт 1. 6 ФГОС ДО одной из задач является:
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
Противоречия, которые возникли между задачами ФГОС к дошкольному образованию и сегодняшним состоянием системы, выводят педагогов на поиск новых образовательных стратегий.
Таким образом стал актуальным вопрос о создании более эффективных стратегий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, развития инициативы, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере соответствует программа «Мозаика» под редакцией Белькович В. Ю., Гребенкиной Н. В., Кильдышева И. А.
Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО (раздел II «Требования к структуре образовательной программы и её объёму», п. 2.3—2.4, на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Таким образом из выше сказанного можно сделать вывод, что создание образовательного пространства является одним из важнейших условий для развития детской инициативы.
Что же такое инициатива? Инициатива — это активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Из выше сказанного следует, что для того, чтобы более успешно развивать детскую инициативу и реализовывать задачи, поставленные программой «Мозаика» мы провели реновацию развивающей предметно-пространственной среды. Ведь мы педагоги знаем, что для того чтобы, развить детскую инициативу, воспитать всесторонне гармоничную личностью надо создать условия для его развития. Помощниками в реновации развивающей предметно-пространственной среды являются насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Для нас очень важно, чтобы родители и дети уже в приемной могли почувствовать индивидуальность и тепло уютной атмосферы, царящей в нашей группе. Именно поэтому мы постарались как можно максимально задействовать каждый уголок нашей приемной.
Ожидая ребенка, родители могут заглянуть в родительский уголок, где собраны консультации по различным тематикам. Здесь родители могут найти ответ на любой их интересующий вопрос. Собираясь на прогулку некоторым ребятам приходится ждать своих товарищей поэтому для них будет интересно поиграть с пазлами. Также я постаралась задействовать скамеечки на которых сидят ребята. На них мы расположили игру «Лабиринт», «Найди тень». Это очень нравится не только детям, но и родителям, которые их ждут. Здесь у нас находится выставка детских работ, которые у нас запланированы по программе. Также прошу обратить ваше внимание натся педагогический раздел стенд «ФОТООТЧЕТ», чтобы ознакомить родителей с учебно-воспитательной работой детского сада, и о реализации образовательной программы «Мозаика». На этом столике у нас располагается выставка детских работ, которые ребята делают в свободное время по желанию.
В ГРУППЕ. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Развивающая предметно-пространственная среда в группе взаимосвязана и объединена задачами, реализуемыми программой «Мозаика».
Групповая комната разделена на центры содержание которых соответствует возрастным требованиям. Каждый центр оформлен эмблемой в стиле мозаика.
Здесь у нас находится центр «Физического развития», где имеется богатый материал для речевого развития и развития мелкой моторики : дыхательный тренажер, разнообразные мячи и коврики. Все оборудование центра легко доступно ребятам. Таким образом мы успешно решаем задачи физического воспитания детей.
В центре «Творчества», где с большим удовольствием играют дети есть все необходимое для художественного, эстетического развития ребенка. Это и различные печати, пальчиковые краски, соленое тесто, жвачка для рук, трафареты, раскраски и такие замечательные проекторы для мальчиков и девочек. Также у нас имеются экраны из оргстекла, с помощью которых ребята могут создавать 3Д картины в паре. Это индивидуальная работа – в паре. Прошу обратить ваше внимание рядом находится центр «Рисования песком», где ребята создают свои шедевры. Используя песочную терапию развивают мелкую моторику рук. Это очень забавно, увлекательно ребятам нашим очень нравится.
Выделены зоны для развертывания игровой деятельности мальчиков и девочек. Обратите внимание на Ширму трансформер, которую мы изготовили совместно с родителями. Это многофункциональное дидактическое пособие помогает формировать игровые навыки, обогащать социальный опыт, развивать творчество, связную речь, воображение, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, дружелюбие, создавать обстановку психологического комфорта.
Производя реновацию развивающей предметно-пространственной среды я особое внимание уделила Театральному центру, так как театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Театральный центр нашей группы представляет собой вот такой стол на колесиках, который дети могут свободно передвигать по группе. Этот столик необычен тем, что у него с четырех сторон располагается бизиборд.
Хочу обратить ваше внимание, что вся РППС группы отвечает принципам активности, самостоятельности, мобильности, полифункциональности и безопасности, оформлена в соответствии с ФГОС ДО и СанПиН
Продумывая развивающую предметно-пространственную среду нам очень хотелось сделать ее насыщенной, красочной для детей. Поэтому мы оформили комнату уединения. Обратите ваше внимание, что в этой комнате ребенок может посидеть в одиночестве, поиграть. Здесь у нас находится мягкое кресло-груша, стена настроения, кубик эмоций, бизиборд, который развивает мелкую моторику рук, космический песок, заячья горка. Особый шик предает этой комнате лампа вулкан за которой любят наблюдать наши дети.
Особое внимание мы также уделяем обучению детей Правилам Дорожного Движения. С этой целью мы создали обучающий столик. С помощью которого мы проводим профилактику детского травматизма на дорогах. Здесь располагаются настольные игры по ПДД, знаки, машинки т. д.
Изюминкой нашей группы является «Теремок творчества». Наш теремок на колесиках, поэтому ребята могут его легко передвигать по группе. С одной стороны, находится доска для рисования мелом, с другой красками или карандашами. Внутри теремка есть различные штампы и печати.
Также мы сделали мобильными наши обеденные столы, что позволило нам освободить больше пространства для игр детей.
Резюмируя вышесказанное, можно говорить о том, что РППС является одним из основных инструментариев для развития детской инициативности.
Каждый ребенок индивидуален, к каждому нужен свой подход, важно давать детям как можно больше инициативы в различных сферах деятельности. Необходимо хвалить ребенка, любить, быть другом и тогда он будет творить.