Лариса Мандаева
Современный подход патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Современный подход патриотического воспитания
детей дошкольного возраста».
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
План
1. Актуальность
2. Организация работы патриотического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста
Темочки:
3. Работа с родителями.
4. Я и моя семья.
5. Заключение.
Список литературы.
1. Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиознуютерпимость».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Цель
Заложить в каждом ребёнке основы духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи
Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
Воспитывать нравственно-патриотические качества : гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.
Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
2. Организация патриотического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о родном крае является одним из условий духовно-нравственного становления личности.
Кроме того, краеведческий материал расширяет кругозор детей, развивает интеллект, становится основой, фундаментом понимания детьми других, более далеких краев и областей. Необходимо развить у детей познавательный интерес к родному краю, желание узнать как можно больше о своей «маленькой Родине».
Любовь к малой Родине связана у ребенка с тем местом, где он родился и живет.
«Маленькая Родина ребенка - это все, что его окружает: это семья, и природа, и памятные места, и известные люди.
Прежде, чем приступить к работе по ознакомлению детей с родным краем, родным поселком, я поставила цель:
Воспитать в ребенке человеческие качества, начиная с элементарного чувства привязанности, привязанности к дому, любимому уголку, своей улице.
А так же чувство ответственности, готовность любую работу выполнять хорошо.
Я выделила несколько направлений в своей предстоящей работе:
-Я и моя семья;
-История создания села;
-Быт наших предков;
-Улицы села, достопримечательности, замечательные люди;
-Природа родного края (растения, животные, р. Каракол Суу).
В данной работе мною были использованы следующие методы:
1. Целевые прогулки и экскурсии
2. Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей поселка, изменения в облике поселка и др.
3. Рассказ, объяснение воспитателя об истории нашего края.
4. Беседа с детьми о семье, местах ближнего окружения.
5. Использование картин, фотографий, иллюстраций, семейных альбомов (их рассматривание и обсуждение).
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, поговорок, пословиц, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
7. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
8. Привлечение детей к общественно-полезному труду, (труд в д/с, совместный труд с родителями по благоустройству территории ближайшего окружения).
9. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах.
10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой поселок.
3. Работа с родителями
Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.
Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).
Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе, к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.
Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело.
Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители".
Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.
Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
-создание развивающей среды по нравственно-–патриотическому воспитанию;
-тематические занятия;
-взаимодействие с родителями;
-взаимодействие с социумом (экскурсии по родному поселку, в музей, библиотеку и др.).
№ Формы работы с детьми Формы работы с родителями Цели Литература, дидактические пособия Датапроведения
1. 1. Беседа: "Где я живу".
2. Экскурсия по улице, на которой расположен детский сад. Изготовление карты-схемы "Дорога из дома до детского сада".
Подборка фото, картинок с изображением любимых уголков поселка.
Викторина: "Люби и знай свой родной край".
Семейный конкурс:
"Природа и фантазия". Воспитание у детей привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу. М. А. Балдин «История Баковского края»
Фотоальбом "Улицы нашего города". Сентябрь
2. 1. Занятие: "Достопримечательности нашего поселка".
2. Целевые прогулки по улицам поселка. Конкурс рисунков: "Город, что сердцу дорог".
Экскурсии по поселку.
Семейное чтение
Оформление альбома "Улицы нашего поселка". Знакомить детей с достопримечательностях нашего поселка, его традициями. Фотоальбом "Улицы нашего поселка". Октябрь
3. Экскурсия в краеведческий музей "Встреча с прошлым". "История старых вещей".
(рассказывание детям о семейных реликвиях). Знакомство с бытом русского народа, обогащение словарного запаса, знаний детей о жизни своих предков. Н. А. Алёшина "Ознакомление
Дошкольников с социальной действительностью".
". Ноябрь
4. Занятие:
"Был он славен, мастерами".
встреча с народным умельцем Экскурсия на завод
Экскурсия по улицам поселка, Развивать интерес к русским традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры.
Учить детей видеть прекрасное. Маршак «Почта», «от, куда стол пришел»
Алексин А. «Первый день» Декабрь
5. 1. Занятие: "Природа нашего края". Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы". Развитие нравственно-патриотических качеств : гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны. Коллекции полезных ископаемых, гербарии.
Пушкин А. С,Фет А. ,Тютчев Ф. ,Н. Некрасов,М. Пришвин,В. Бианки Январь
6. Занятие: "Животный мир родного края".
Целевая прогулка к реке.
Рассказ о реке Ветлуга Семейное чтение рассказов о животных нашего края. Познакомить с животными, птицами, рыбами, обитающими в наших лесах, показать их разнообразие.
Воспитание бережного отношения к живой природе. Легенда о реке.
Иллюстрации, альбом "Животные нашего края", видеофильмы, слайды, аудиозаписи голосов птиц. Февраль
7. 1. Беседа: "Моя семья". Составление семейного древа (родословная семьи). Герб семьи.
Рассказы детей о своих мамах.
Изготовление подарков для мам. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, к самым близким людям. Н. А. Алёшина "Ознакомление дошкольников с социальной действительностью". Март
8. "Литературное наследие".
- Экскурсия в библиотеку Семейное чтение произведений писателей - земляков. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя-земляка Рябинин А. ,Жукова А. С. Веселова Т. В.
Воспитание любви к поэзии. Выставка произведений писателей Апрель
9. 1. «ветераны ВОВ".
Экскурсия к памятнику.
Изготовление праздничных открыток.
Итоговое занятие:
"Ветлужский - моя малая Родина". Круглый стол.
Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы).
Конкурс семейных рисунков:
"Мы за мир".
Открытое занятие по данной теме. Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну.
Систематизация знаний о родном городе. Иллюстрации, альбомы, слайды, фото и т. д.)
Выставка материала о родном городе. Май
4. Я и моя семья
Приступая к работе по этому направлению поставила перед собой следующие задачи:
1. Обогатить знания детей о семье.
2. Вызвать интерес детей к своей родословной.
3. Стремиться совместно с родителями к тому, чтобы забота обо всех членах семьи, чуткое к ним отношение стали у детей естественным проявлением и привычкой.
Продолжила работу, начатую в средней группе: воспитание любви к маме и другим членам семьи.
Для этого провела занятия: «Я и моя семья», «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Моя родословная».
Беседы: «Наша дружная семья», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Мои братья и сестры», «Мои домашние дела». Впервые познакомила детей с родословным древом.
Чтобы помочь детям осознать родственные связи между поколениями я использовала упрощенную схему своего генеалогического древа. Пользуясь фотографиями, я рассказала детям о своей семье.
Дети принесли из дома фотографии своих родных, упрощенные генеалогические схемы.
Рассказы детей о своих семьях с опорой на схему генеалогического древа оживили занятия, вызвали доброе отношение к своим родным.
Большой интерес вызвало у детей рассматривание семейных альбомов, которые они выполнили с помощью родителей. Они рассказывали о своих родных с увлечением, называли членов семьи, которые служили в армии, воевали.
Я объяснила детям, что история их семьи неразрывно связана с историей нашей страны.
В беседах с детьми уделила внимание тому, что взрослые члены семьи работают, устают и поэтому им надо помогать: помыть посуду, подмести пол, полить комнатные растения, вытереть пыль. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них.
Особое внимание следует уделить заботе о бабушках и дедушках. Дети рассказали в группе, как они помогают дома, какую работу выполняют.
Закрепить знания детей о своей семье, воспитывать доброе отношение к членам своей семьи, помогли такие игры: «Кто есть кто?» (папа, мама, бабушка, дедушка, сестры, братья, «Какие у меня родители?» (ласковые, добрые, умные, веселые, заботливые).
Провела с детьми занятие «Мужчины и женщины в семье», на котором закрепила у детей представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
Познакомила с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в семье и обществе.
В беседах воспитывала у мальчиков уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь, знакомила с ситуациями, в которых они могут проявить себя как настоящие мужчины. У девочек воспитывала заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку, беседовала о том, как они помогают дома маме по хозяйству, обращала внимание на внешний вид девочек, поощряла стремление к опрятности.
У детей старшего возраста возникает интерес к окружающей действительности, стремление проникнуть в суть окружающих явлений. Ребенок 6-7 лет может не только оценивать себя, как личность, осознавать свою роль в семье и среди сверстников, но и начинает понимать принадлежность к месту, где родился и живет.
После проведения работы о семье перешла к направлению «История», включающему «Историю создания села Кулада», «Быт наших предков - фольклор», «Колыбель моя- Кулада», «Река Каракол Суу».
История создания села Кулада
При знакомстве детей с историей возникновения родного села провела цикл занятий, объединенных общей темой: «Путешествие в прошлое села».
Детям было интересно узнать, что наше село было создано в1924 году, затем в 1927 году была создана коммуна «Красная Кулада», начали строить детскую яслю, начальную школу, первые деревянные дома. В 1929 году был создан колхоз, который назвали именем «24 партсъезд».
Ходили с детьми на экскурсию, показывала им сохранившиеся старые дома или место. Показала также место, где много-много лет назад находился первый детский сад. А сейчас это здание музея. Пояснила детям, что современная мебель, предметы быта, утварь, посуда сильно отличаются от того, чем люди пользовались в старину, провела знакомство с бытом наших предков, фольклором.
Быт наших предков.
Рассказала детям, что в старину убранство жилища алтайцев придерживались определенной традиции, которая никогда не нарушалась. На женской половине находились котлы (казаны0, деревянные ведра, подвешанные на крюк, большой кожаный сосуд, наполнявшийся чегеном, тажуур, деревянные блюда- тепши, чайные чашки-айак, ступа-соокы.
На мужской половине укладывались на подставке сумы, сшитые из кожи или холста. В них находились одежда, ковры, покрывала, различные украшения, изделия из меха, уздечки для лошадей, ружье, снаряжения дляя верховой езды и т. п.
Охота и скотоводство были древним и главным занятием алтайцев. В условиях быта основными пищевыми продуктами были молоко, мясо диких и домашних животных.
Колыбель моя- Кулада
Знакомила детей и с тем, какое наше село в настоящее время - с его улицами, достопримечательностями, замечательными людьми. Беседовала с детьми о том, что постепенно село растет и хорошеет.
Раньше знакомила детей с картой села. Дети с интересом узнали, что все наше большое село разместилось на ватманском листе. Мы нашли на карте детский сад, дом культуры, школу, больницу, почту и другие здания. Нашли улицы, на которых живут наши воспитанники, а все наши дети знают свой домашний адрес. На карте дети пометили свои дома геометрическими фигурками, такими же, как у них на шкафчиках. Пользуясь картой, дети научились находить не только свой дом, но и дома друзей.
Неоднократно, в разное время года проводила с детьми экскурсии по селу. Знакомились с улицами села, их расположением, название. Есть улицы, название которых связано с фамилиями людей. Некоторые из этих улиц названы в честь наших прославленных земляков. Например, улицы Ч. Т. Кискина, Я. Бедюрова, У. Окчинова, названы в честь ветеранов Великой Отечественной Войны; улица А. Мандаева, в честь создателя коммуны.
Помочь закрепить представление детей о селе Кулада помимо занятий и бесед помогла такая работа: чтение отрывков из стихов местных поэтов Б. Бедюрова, Д. Маскиной, слушание горлового пения С. Урчимаева, Б. Киндикова.
Путешествуя с детьми по селу беседовала о том, как нужно себя вести - быть приветливыми и вежливыми.
Важным аспектом работы по ознакомлению детей с родным краем является расширение знаний детей об окружающей природе, формирование бережного к ней отношения. Уход за растениями и животными, благоустройство мест ближайшего окружения. Я выделила следующее направление:
Природа родного края, включающее в себя подтемы:
Растения,
Животные,
Река Каракол Суу.
Наш поселок расположен в живописном месте. Недалеко от детского сада есть гора Болчок кыр, речка Кожого. Чтобы познакомить детей с природой родного края, не надо далеко ходить, они совсем рядом.
Начала знакомство с растениями, насекомыми, птицами на участке еще с младших групп.
Птицы у нас - частые гости круглый год. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц, а они радуют нас своим присутствием, веселым щебетом. В старшей группе постепенно расширялись знания детей о природе родного края, дети подробнее узнали о сообществах растений и животных, о взаимосвязях в природе, познакомились с редкими и исчезающими видами, учились любить, «жалеть» природу, видеть негативное воздействие человека на нее.
Я использовала следующие методы и формы работы по ознакомлению с природой родного края:
НОД:
«Что растет в лесу?», «Какие звери в лесу живут?», «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Поможем природе», «Березы тоже плачут», «Дед Мазай и зайцы», «Лес и его значение в жизни человека», «Человек -часть природы» и т. д.
Беседы на темы:
«Жалеть надо уметь», «Кто такие друзья природы», «Как бы поступил ты?» и др. Беседы используются для уточнения, углубления и систематизации знаний детей о природе.
Знакомство с иллюстрациями И. Ортонулова
Рассказы К. Телесова «Эличата», легенда «Вода жизни», «Непокорная река».
Экскурсии - это своего рода НОД под открытым небом, они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Игры - дидактические: «Найди ошибку»; «От зимы до лета»; «Кто чем питается»; «От какого растения плод»; «С какого дерева листок»; подвижные: «Медведь и пчелы»; «Зайцы и волк»; «Птички и кошка»; «Котята и щенята»; «Хитрая лиса»; «Пастух и стадо» и т. д.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры. Дети самостоятельно организуют и проводят строительные игры с природным материалом - песком, снегом, глиной, камешками, шишками и т. д. В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.
Ведение календаря природы с целью вызвать у детей интерес к сезонным явлениям природы.
Имеются тематические альбомы о природе, модели растений и животных, лесные сообщества и другой дидактический материал.
Знакомя детей с природой родного края, нельзя не вспомнить о реке
Каракол Суу.
Река Каракол Суу.
Наша река Каракол Суу - крупная река Каракольской Долины, ширина ее 5-6 м., глубина 2-3 м. Река очень красивая, с живописными берегами, местами тихая и спокойная, местами с бурлящей водой.
В начале года знания детей о реке были недостаточны. Чтобы подробнее познакомить детей с рекой, рассмотрели карту Онгудайского района. Обратила внимание на то, что река начинается с маленького ручейка, потом становится все полноводнее, дети заметили, что река извилистая, делает много поворотов. Проследили с детьми путь реки по карте, показала, что она впадает в реку Урсул.
Надеюсь, что работа по ознакомлению детей с родным краем поможет им полюбить свою «маленькую» Родину, узнавать больше о прошлом и настоящем края, стремиться принести пользу там, где родился и живешь.
Наша республика - частица большой страны России, детям будет легче осознать это, ведь первую ступеньку - знакомство с родным краем, они уже проделали.
Заключение
Работая в детском саду, и проводя с детьми НОД по гражданскому воспитанию, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Необходимо с детства заложить в молодом поколении фундамент гражданственности, необходимо учить молодое поколение относиться друг к другу и к своей стране, городу, краю с любовью и уважением. Гордиться тем, что мы живём в такой огромной и богатой стране. Учить понимать и осознавать всю важность этого, должен уметь воспитатель. Сегодня гражданское воспитание более актуально, чем раньше. Эффективность патриотического воспитания заключается в формировании нравственных чувств. Как известно в детском возрасте закладывается базис понятий и отношений к ним, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Как известно – игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать игру и патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России.
Сейчас профессиональными психологами, педагогами, ведутся работы по изучению эффективности гражданского воспитания. Составляются планы, методики, программы по патриотическому воспитанию, как дошкольников, так и детей школьного возраста, которые находят своё отражение в трудах, а так же учебных пособиях.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы
1. Герасимова З., Козачек Н. «Родной свой край люби и знай»// дошкольное воспитание №12 2001г.
2. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с окружающим миром.» М,1989г.
3. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001г. №9
4. Комратова Н. Г,Грибова Л. А. «О гражданском воспитании дошкольников»//Дошкольное воспитание 2005г. №10
5. .Комратова Н. Г. «Моя малая родина»// управление дошкольным образовательным учреждением № 1 2005г.
6. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» // Управление дошкольным образовательным учреждением №1 2005г.
7. Нравственное воспитание в детском саду /под редакцией Н. Г. Нечаевой,Т. А. Марковой М,1984г.
8. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня // Дошкольное воспитание 1995г. №8,10
9. Поштарева Т. «Патриотическое воспитание»// дошкольное воспитание №7 2010г.