Жанна Кучумова
Современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством познавательного развития
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 пос. Николаевка»
Сообщение из опыта работы «Современный подход к нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие"
Составила: Кучумова Жанна Викторовна
воспитатель старшей группы МБДОУ
«Детский сад № 3 пос. Николаевка»
Публикация «Современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством познавательного развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.
Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно - патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем возрасте.
Трудности переходного периода в стране не являются причиной приостановки нравственно - патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране необходимо в любое время.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой посёлок, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Главные задачи современной жизни - раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Именно нравственно - патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям с детских лет.
Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: это особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, малое количество теоретических и методических разработок.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в каждом детском саду.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут.
В. А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Вся система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в нашей группе проходит с широким использованием педагогических путей и средств:
- Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
- Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
- Патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости.
- Иллюстративные материалы и предметы народно - прикладного искусства.
При отборе произведений и материалов мы руководствуемся общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.
Первоначально идет знакомство с двором, улицей, где живет ребенок, куда ходит в детский сад. Это способствует формированию у него представлений о родном посёлке, его устройстве, истории, достопримечательностях.
Приоритетным в работе над патриотическим воспитанием считаю :
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
5. Знакомство с природой родного края. Она не только среда обитания, но и родная сторона, малая Родина.
6. Первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Работа с детьми в группе проводится в нескольких направлениях:
1. В детском саду с детьми постоянно любуются и восхищаются:
- красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений;
- героями страны, когда возникает желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения других.
2. Создаются условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности.
Мы предоставляем условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.
Дети рисовали на темы: «Наш посёлок», «Моя улица», «Наша армия», «День Победы», создали коллективную аппликацию «Машины едут по улице», конструировали на темы «Наш садик и участок», «Моя родная улица».
3. Проводились досуги, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями).
4. Деятельность детей была организована так, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя.
5. При знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, полицейского, врача, швеи и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей нашего посёлка.
Вместе посадили молодые зеленые саженцы на территории детского сада. Чья - то мама помогла сшить костюмы и флажки, папа привез песок для игр детям, и все вместе папы сделали качелю и другие постройки для игр. Кто - то подарил игрушки и книги для группы.
У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу. Они начинают уважать труд своих родителей, стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
6. Обязательные беседы в группе: «Как прошли выходные?», «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие стихи или рассказы советских и российских писателей ты знаешь?».
7. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду:
- народные и фольклорные праздники: Масленица, праздник Урожая;
- государственно - гражданские праздники: День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День Космонавтики;
- международные праздники: День матери, Международный женский день, День защиты детей;
- бытовые и семейные праздники: дни рождения, выпуск детей в школу.
Рассказываем детям о православных праздниках - Пасхе, Рождестве христовом.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только зала, группы, а также своих прогулочных участков, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами и подарками.
Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
8. Намечаются в начале учебного года экскурсионные маршруты: в школу, к проезжей части дороги, на мебельную фабрику, пожарную часть. Важно привлечь внимание детей к объектам посёлка, которые расположены на ближайших улицах. Нам повезло в этом плане, детский сад находится в центре посёлка.
9. Много поделок мастерили вместе с детьми для малышей из групп раннего возраста, сотрудникам детского сада, родителям.
10. Проводятся детские спортивные соревнования за честь своего детского сада.
После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр. Они способствуют воспитанию патриотов своей Родины.
С успехом применяются и другие формы и методы работы с детьми:
- Необычное приветствие.
- Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
- Приглашение в путешествие.
- Создание проблемной ситуации.
- Фразы педагога: «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами».
- Совместная проектная деятельность.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд. Изготовление подарков.
- «Уроки доброты».
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные, игры - сотрудничества).
- Выставка детских рисунков «День Победы».
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого родителя - обязательное требование и условие данной работы.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель - вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в играх, проектах, конкурсах, викторинах).
Поэтому предметом особого разговора с родителями стало обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.
Традиционными стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту в общее дело.
Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к Новому году, лучшая елочная игрушка и т. д.
Для успешной работы реализации нравственно - патриотического воспитания необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей. ьЭто создание уголков:
- русской культуры (Художественная литература; народные игрушки - матрешки, дымка и т. д. ; народные музыкальные инструменты, кукла в народном костюме, произведения декоративно-прикладного искусства);
- мини - музей;
- уголок государственной символики (Символы России - герб, флаг, гимн). Наглядный материал (фотографии города, открытки, репродукции картин русских художников и т. д.).
Воспитателям необходимо было сделать дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Это план посёлка, на котором дети без труда узнают свой детский сад; различные виды театра по русским народным сказкам; куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в группе периодически меняются материалы. С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки, кроме привычного спортивного оборудования пополняются атрибутами для подвижных народных игр.
Для нравственно - эстетического развития детей в группе организованы музыкально - театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия маски сказочных персонажей, музыкально - дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.
Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания детей. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство - одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Работа по развитию нравственного начала в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданами родной страны.