Елена Сорокина
Современные технологии проведения музыкальных занятий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«СовременныеТехнологии проведения музыкальных занятий для детей дошкольного возраста».
музыкальный руководитель Сорокина Е. А.
Технология — это четкая последовательность конкретных шагов, всегда приводящая к заранее известному результату. С технологией мы сталкиваемся везде, она является частью нашей повседневной жизни. Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования эффективных современных технологий в развитии музыкальности детей, акцентируя внимание музыкальных руководителей дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер и направленные на активизацию познавательного развития ребенка с применение широкого спектра ИКТ технологий. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным
Публикация «Современные технологии проведения музыкальных занятий в ДОУ» размещена в разделах
Музыка – источник особой детской радости. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, использую в работе новые технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Современные технологии расширяют возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Имея при этом дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.
Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативными, дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения.
Осуществляя задачи посредством нескольких видов музыкальной деятельности : слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.
«Слушание музыки» Технология развития восприятия музыки по авторской программе "Музыкальные шедевры" Радыновой О. П. это выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству, решение важных для духовного развития человека вопросов: как увлечь ребенка музыкой, научить слушать, понимать, сопереживать, чувствовать ее красоту, сформировать потребность выражать свои впечатления в творчестве. Автором создана научно обоснованная, и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей. Эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Используя компьютерные презентации по музыкальным сказкам позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение и помогают надолго его запомнить. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность и впечатления.
Изучила и проанализировала следующую методическую литературу:
«Детство с музыкой» А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская
Образовательная область «Музыка» А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская
«Песня, танец, марш» О. П. Радынова
«Настроения, чувства в музыке» О. П. Радынова
«Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» О. П. Радынова
«Природа и музыка» О. П. Радынова
«Народные колыбельные песни» О. П. Радынова
«Музыкальные шедевры. Авторская программа. Методические рекомендации» О. П. Радынова
«Пение» -Развитие музыкальных способностей тесно связано с творческой деятельностью, является одним из самых главных инструментов для достижения поставленной задачи. Технологии обучения певческим навыкам Г. А. Струве Оригинальная, эффективная методика —"хоровое сольфеджио", известного музыканта, педагога, композитора, народного артиста России Г. А. Струве, широко известна у нас в стране и за рубежом, построено на наглядных музыкальных упражнениях, в форме занимательной игры. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Занятия по данной методике способствуют активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха, координации, творческих способностей ребенка. помогают педагогу в решении задач обучения певческим навыкам эмоциональную отзывчивость и восприятие музыкальных композиций, ладовое чувство и правильность интонации, а также чувство ритма. Постепенно овладевая искусством пения, ребенок повышает свои навыки во всех типах музыкальных способностей.
Процесс инсценирования песен можно представить как часть тренировки музыкальных способностей, так и как отдельную вокальную науку Пение формирует артикуляцию различных звуков, соверщенствует подвижность и точность движений языка и губ, увеличить объем слуховой памяти и внимания запоминания текста песен,развивает чувство ритма. Для формирования певческого голоса следует применять упражнения на развитие дыхания. Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности особенно детского организма, т. к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система ребенка-дошкольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное.
Здоровьесберегающие технологии по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста играет важную роль в системе оздоровления дошкольников,положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению ЦНС, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь – пение самая сложная. Следовательно, гимнастика восстанавливает самую сложную функцию певческий голос.
«Пальчиковые игры» по методике Е. Железновой "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. Сухомлинский Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Мелкая моторика способствует концентрации внимания, тренировке памяти, развитию воображения, восприятия, поддерживает познавательную активность и благотворно влияет на формирование способностей ребенка.
Играя, в пальчиковые игры Железновой, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры. выбор конкретных упражнений, подходящих под тему занятия, но ещё и грамотное вплетение пальчиковой игры в структуру работы по развитию мелкой моторики. При этом нельзя забывать и о наглядных материалах с использованием ИКТ упрощающих малышам восприятие задания.
Технологии музыкально-ритмического воспитания (программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);
Цели и задачи:
- Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
- Развитие музыкального слуха :музыкальных сенсорных способностей;
чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;
- слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
- способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
- Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.
- Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.
- Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.
Как привить детям любовь к обучению музыкально- ритмическим движениям с младшего возраста? Конечно, через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо Наглядно-зрительный, двигательный метод, применяется при показе игр, плясок, отдельных танцевальных элементов. Словесный метод, этот метод, который очень важен, потому что без правильного, четкого объяснения нельзя добиться положительного результата.
Изучив много материалов по теме стараюсь придерживаться Методики и разработки Т. Боровик, А. Бурениной и Т. Сауко, Т. Тютюнниковой, О. Радыновой, М. Картушиной,Суворовой постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это,несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.
«Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования); Технологии элементарного музицирования с дошкольними (использование технологии Т. Э. Тютюнниковой дает возможность:
- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
- воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии - развитие культуры движениядетей дошкольного возраста.
Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся чувствовать движение других. Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.
Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных.
Эвритмия включает в себя:
- ритмические игры;
- упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики;
(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации.
Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.
Технология проектирования музыкально обогащённой среды.
При разработке материала и содержания музыкально – дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей ребёнка, необходимо учитывать и особенности музыкального развития дошкольника. Подбирая музыкальные произведения к играм необходимо помнить о том, что они должны быть доступны восприятию ребёнка старшего дошкольного возраста. Организуя любую музыкальную игру, в том числе музыкально – дидактическую, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить своё «я». Изучив много материалов по теме стараюсь придерживаться Методики и разработки Т. Боровик, А. И. Бурениной и Т. Сауко, Т. Э. Тютюнниковой, методика Карла Орфа, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, М. Картушиной, Ведущие Программы по музыкальному воспитанию и обучению в детском саду (под ред. Н. А. Ветлугиной, Н. Е. Вераксы, И. Каплуновой Суворовой постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это,несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности
Использованием различных методов и технологий, описанных в данной работе, пробуждает любопытство и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал.