Елена Митюнина
Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию является формирование у дошкольников положительного отношения к труду.
Вовлекаясь в трудовую деятельность, ребенок кардинально меняет все представление о себе и окружающем мире. Самооценка меняется под влиянием успехов, достигнутых ребенком на работе.
Публикация «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, содержание образовательной сферы "социально-коммуникативное развитие" для организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности детей, их мотивации и способностей.
Задачи формирования позитивного отношения к различным видам труда и творчества у дошкольников отражены в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования по направлению "социально-коммуникативное развитие".
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, трудовое воспитание является одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений, основной целью которого является формирование положительного отношения к труду путем решения следующих задач:
* Формирование положительного отношения к различным видам труда и творчества;
* Укрепление ценностного отношения к собственному труду, труду других и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
* Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества.
Принципы:
* Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
* Принцип помощи и сотрудничества между детьми и взрослыми, признания ребенка полноправным участником образовательных отношений
* Принцип построения образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
* Принцип полноценной жизни ребенка на протяжении всего детства, обогащающий (усиливающий) развитие ребенка
* Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
* Принцип возрастного дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрастным особенностям и развитию)
* Принцип развивающего образования (системность и непротиворечивость);
* Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
* Принцип взаимодополняемости (перекрытие разделов программы и ее мероприятий друг с другом, взаимное сочетание различных задач и образовательных технологий)
Виды работ в индексе Доу-Джонса
* Самообслуживание
* Работа по дому
* Работа на природе
* Ручной труд
Организация детского труда
В каждой возрастной группе в начале года педагог распределяет детей по подгруппам, учитывая их склонности, способности, психологические особенности, эмпатию, уровень развития навыков и умений.
Детям старшей и младшей школьных групп предлагается самостоятельно объединиться в подгруппы в соответствии со своими интересами и пожеланиями. Дети сами придумывают названия своих подгрупп, которые закрепляются за ними в течение года (при желании дети могут менять эти названия). Во второй младшей группе дети делятся на 4 подгруппы; в группах средней, старшей и подготовительной школы — на 5 подгрупп. Все виды работы планируются по очереди с каждой подгруппой.
Организация занятий в каждой возрастной категории соответствует возрасту и способностям детей. Во всех возрастных группах смены разбиты на подгруппы с определением очередности (один день в неделю).
Во второй младшей группе дети начинают работать в столовой со второго полугодия учебного года. Обычно по понедельникам в этой возрастной группе такая работа специально не планируется, но детей привлекают к ней по желанию: после выходных дети часто приходят в детский сад в плохом настроении, поэтому особое внимание со стороны воспитателей в этот день требуется каждому ребенку.
В средней группе в первом полугодии вся подгруппа обычно собирается в столовой. Сложности возникают из-за увеличения нагрузки (полная сервировка стола). Со второго полугодия дети начинают выполнять домашнее задание по подготовке материала к занятиям, поэтому трое детей дежурят в столовой (объем работы увеличивается — каждый ребенок накрывает на два стола) и трое в классе. Следующая неделя:
В старших группах предлагается дежурство в природной зоне. Двое из присутствующих уже заняты на каждом из видов дежурств. Детям предлагается работать самостоятельно. Каждая подгруппа работает один раз в неделю. На следующей неделе виды работ меняются. Обычно дети поддерживают порядок самостоятельно.
Обучение навыкам самообслуживания в каждой возрастной группе организовано по-разному. Поэтому во второй, младшей группе, они проводятся чаще — 1 раз в неделю с каждой подгруппой. Когда дети приобретут навыки, планируемый объем работы в средней, старшей и подготовительной группах сокращается до 2 раз в месяц в каждой подгруппе.
Работа по формированию у детей навыков самообслуживания в процессе игры и труда (расстановка игрушек по местам, подготовка рабочего места к занятиям и вынос их и т. д.) В группах младшего и среднего дошкольного возраста они планируются в игровой деятельности, при выполнении заданий и на уроках.
Запланирована совместная работа детей и взрослых второй младшей группы. Актуальность данного вида работы с каждым годом возрастает, содержание становится все более сложным, а доля участия в ней детей - все большей. В средних и старших возрастных группах дошкольного возраста этот вид работы планируется чаще.
В старших и подготовительных группах к школе вводится групповая (фронтальная) работа, обеспечивающая одновременную организацию работы всех детей группы. Это бытовые работы, направленные на поддержание чистоты и порядка в помещениях, на участке; работа на природе, ручной труд. Такая форма приобщения детей к общению на работе упражняет их в самостоятельной организации деятельности всего коллектива; развивает умение работать сообща для достижения общих целей; дает возможность оценить сформированность детского коллектива. В процессе организации коллективной работы детям предлагается присоединяться к новым подгруппам в соответствии с их интересами и желаниями.
Для того чтобы было удобно проводить воспитательную работу с детьми, желательно распределить шкафчики в раздевалках, ванных комнатах, кровати в спальнях так, чтобы дети каждой подгруппы находились поблизости. Планирование работы с определенной группой детей не означает, что работа по развитию навыков и умений должна проводиться со всеми включенными в нее детьми одновременно. Она проводится, в первую очередь, с теми детьми, чьи навыки не сформированы или недостаточно развиты. Например, двое ребят из подгруппы научились быстро раздеваться и поддерживать порядок в шкафах с одеждой.
Это означает, что педагог в дальнейшем будет не обучать их, а контролировать сохранение этих навыков и поддерживать интерес детей к уходу за собой.
Когда педагог намечает работу с определенной подгруппой, например, дав детям поручение, то это не означает, что поручение всегда является для подгруппы коллективным. Решая воспитательно-образовательные задачи, воспитатель может каждому из 6 детей подгруппы дать индивидуальное поручение: одному—помыть растения, другому—заняться их опрыскиванием, третьему—натереть морковь на терке и смешать ее с молотым сухарем для корма птички и т. д. Если есть необходимость в углубленной работе с детьми, требующей затраты времени и усилий, нет смысла давать поручения одновременно всем детям подгруппы. На усмотрение воспитателя поручения могут быть эпизодические, длительные и отсроченные по времени («Завтра нужно сделать.»).
В процессе работы воспитатель должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициатива и самостоятельность детей (кто-то случайно пролил воду, другой заметил и вытер пол без напоминания). Такие действия всегда следует поощрять и делать их нужно разными способами. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка преподносится в явно эмоциональной форме, в следующий раз — более сдержанной, чтобы у ребенка не сложилось привычки делать добро только ради похвалы и не сформировалось мнение, что это должны делать все, нет особой заслуги в этом нет, такое поведение само собой разумеется. Таким образом, у детей развивается желание самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в окружающей среде; умение работать без напоминаний, инструкций, подсказок.
Опыт показывает, что к 5 годам большинство детей начинают явно проявлять желание работать по собственной инициативе. Дети становятся нетерпимыми к этому расстройству; они сами, без просьб и указаний взрослых, пытаются устранить его, занимаясь не только теми видами деятельности, которые представляют для них особый интерес, но и выполняя нормальную и необходимую работу. К концу старшего дошкольного возраста это желание превращается в стойкую привычку, становится нормой поведения.
В процессе занятий с детьми всегда возникают ситуации, когда, помимо запланированной работы, необходим индивидуальный подход к детям (сделать замечание, предложение, привлечь внимание к положительному примеру и т. д.).
Регулярная и правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
* Дошкольники будут более заинтересованы в труде;
* Будут сформированы навыки совместной деятельности;
* Благодаря сотрудничеству подгрупп будет сформирована команда детей и коллективное самоуправление;
* Расширятся представления детей об окружающей среде;
* Будет создана благоприятная атмосфера для самовыражения и формирования личности каждого ребенка;
* Склонности, навыки, стремления и активность каждого ребенка будут раскрыты более четко. ;
* Возрастет важность положительного влияния коллектива на личность; укрепятся дружеские отношения; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
* Сформируется чувство общественного долга;
* Работа станет необходимостью для детей.