Пономарева Олеся Владимировна
Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать +Заказ
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – зада-ча первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту лю-бовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д. С. Лихачёв
Публикация «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образо-вания, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают свое развитие в начальном звене образования.
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недовер-чивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны за-висит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доб-роты, готовности служить Отечеству и т. д.
Патриотическое воспитание — процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной полити-ки в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включе-ния регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества. За-дачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Во ФГОС ДО подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к вековым корням. Любовь к Родине большой начинается с любви к родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста прежде всего в чувстве любви к ма-тери, отцу, к родным и близким.
«Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. - Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных за-дач дошкольного образовательного учреждения. Работая по данному направлению, я ставлю следующие задачи:
- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- усвоение элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Теоретико- методологической основой моей работы по гражданско- патриотическому вос-питанию дошкольников послужили труды отечественных педагогов, а также современные про-граммы патриотического воспитания, используемые в ДОУ. В современных трудах Л. А. Кондры-киной, Т. В. Ивановой, Н. В. Алешиной патриотическое воспитание закладывается в естественной и привычной среде обитания человека, в его окружении. И задача воспитателя выбрать из полу-ченных ребенком впечатлений, наиболее доступные и необходимые ему: природа, животный и растительный мир, жизнь дома, двора, улицы, детского сада, родного края.
Дети воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотиче-ские чувства у них выражаются в чувстве восхищения. Воспитание детей осуществляется еже-секундно в организационно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре, в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадицион-ные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. При чем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а есте-ственно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов, счи-таю метод проектной деятельности.
Мною были реализованы проекты «Я люблю Россию» и проект «Есть такая профессия – Родину защищать», «Мамочка- любимая моя!». Целью данных проектов было создание усло-вий для становления основ патриотического сознания детей, на основе соответствующих до-школьному возрасту видов деятельности. Для эффективной работы с участием семьи предлага-ла разнообразные формы работы, где проявляются возможности для творческой стороны интел-лекта и осознанной деятельности детей: семейные проекты, интегрированные занятия с участием родителей, экскурсии, семейные гостинные, мастер-классы и фотовыставки:
1. Семейная гостинная «Чаепитие в русских традициях».
2. Фотовыставки «Мой папа- солдат», «Семейный очаг», «Мамины помощники».
3. Конкурсы «Открытка для ветерана», «Военная техника», «День Победы», «Моя мама- лучшая на свете»
4. Оформление стенда «Уголок памяти»
5. Субботники по благоустройству территорий
6. Занятия, досуги, праздники совместно с членами семей «День матери», «Наши бабушки и дедушки», «День победы!»
В результате данной работы у детей расширились знания о родном крае, своей семье, повысилась творческая активность, возрос интерес и посещаемость родителей совместно с детьми районных мероприятий. В настоящее время проблемы патриотического воспитания обо-значаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому прошлому – главное в работе по воспи-танию патриотизма подрастающего поколения. И наш педагогический долг – заронить в душу ма-ленького человека зернышки любви к родному городу, родному Отечеству, которые позже взой-дут благородными всходами и сделают из него настоящего Патриота!