Елена Евгеньевна Лазарева
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л. А. Венгер
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
- Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводится к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие самостоятельности и умения творчески мыслить. Как научить ребенка думать? Проблема формирования самостоятельности и креативности мышления приобретает особую актуальность в связи с повышенным требованием общества к инициативной личности, умеющей не стандартно мыслить, находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций. В связи с этим стоит выделить такие понятия как проблемная ситуация, поисково-познавательная деятельность. Включаясь в решение проблемных ситуаций, дети сравнивают и сопоставляют, устанавливая сходство и отличие, преобразуют и группируют объекты, выражая математическое отношение к данным проблемам разными способами.
«Математика приводит в порядок ум» М. В. Ломоносов
-Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно.
Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Приобретенные дошкольниками математические представления, активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивируемым процессом. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
-ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие инициативности и активности детей.
«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.» Л. С. Выготский.
-Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Новизна, необычность, неожиданность, т. е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности : с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Решая проблемные ситуации, воспитатели используют различные приемы, учитывающие степень самостоятельности детей: система вопросов, наводящие вопросы или задачи-подсказки, неполное решение. Включаясь в решение проблемных ситуаций, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами. Так ребенок открывает мир чисел и фигур.
Занятия являются системой дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе, во время режимных моментов воспитатели большое внимание уделяют развитию мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Таким образом, решая математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. У ребенка растет и реализуется его творческий потенциал. Своими занятиями педагоги стремятся сделать путешествие ребенка в мир чисел и геометрических фигур полезным и увлекательным.
Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей действительности. Все это дает возможность развитию умственных способностей, так как в процессе наблюдения за живой и неживой природой дети выделяют основные признаки объекта: цвет форму, его параметры и отношения. Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев. Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика. Знакомство с окружающим миром и развитие речи также много дают детям в плане математического развития. Также дети ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели.
Как показывает практика, дети очень любят дежурить в детском саду. Принимая это во внимание, счету ребенка можно научить во время дежурства. Каждое утро пересчитывать вместе с детьми количество детей, выделять сколько мальчиков/девочек, отвечать на вопросы сколько нужно мальчиков/девочек, чтобы их стало поровну.
Занимаясь аппликацией, дети могут убедиться в том, что количество предметов не зависит от места их расположения. Во время рисования можно вести поиск закономерностей или их нарушения, познакомить с понятием ритма в узоре, составлением узоров из геометрических фигур.
Читая детям сказки, мы опять же сталкиваемся с математикой : Три поросенка, Белоснежка и семь гномов, Мальчик с пальчик и т. д. А как же пословицы и поговорки? Там ведь тоже математика! Один в поле не воин. Семеро одного не ждут и пр.
На занятиях по физическому воспитанию дошкольники осваивают количественный и порядковый счет.
«Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать, не снабжайте детей готовыми формулами, формулы-пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити» Экзюпери
Детство-это пора игр, искреннего веселья, увлекательных приключений. Предложенные игры и задания помогут в интересной, нетрадиционной форме проверить эрудицию, смекалку, интеллект, находчивость, а также получить новые знания, развивать фантазию, образное мышление, творческие способности, приобрести уверенность в себе.
В своей работе с детьми я предлагаю детям веселые, оригинальные, остроумные и познавательные викторины, розыгрыши, загадки, кроссворды, головоломки. В каждом разделе пособия и приложениях описан педагогический инструментарий (приемы, методы, технологии, рекомендации, позволяющий при использовании традиционных дидактических игр перенести обучающую задачу в косвенный план - сделать акцент на совершенствовании логических операций через активизацию моторики и воображения.!
Широко использую в своей практике метод моделирования, конструирования, логические схемы. За символами дети видят реальные объекты. Лежащий в основе моделирования принцип замещения значительно расширяет возможности самостоятельности детей. Использование схем помогает детям понять смысл и значение арифметических действий, формирует обобщенное умение анализировать и решать задачи. Дети всегда с интересом рассматривают рисунки, слушают игровую задачу, зашифрованную в этих схемах или моделях.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, которое развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитатель модель предмета из готовых деталей, воплощает свои представления об окружающих реальных предметах. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает также пространственные свойства, как форма, величина, конструкция. Этот вид деятельности доставляет огромное удовольствие, важно, что дети видят результат своего труда и широко используют в сюжетно-ролевой игре.
Для формирования полноценных математических представлений и развития познавательного интереса у старших дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные математические сказки. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственную сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда математических задач, учиться рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
Дошкольники-прирожденные исследователи. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.
Необычайно увлекательным занятием для детей является измерение объема жидких и сыпучих тел, предметов в длину,ширину, высоту, вместимость сосудов; измерение массы предметов.
Такие задания как:
-взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар, чтобы определить, что они одинаковые по массе.
-Измерение сыпучих и жидких материалов
«В какую бутылку быстрее нальется вода?».
Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды;
«Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших). Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе.
Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы-мерки : карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки.
-«Измерь длину стола разными мерками» (кукольного, детского и стол воспитателя). Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.
-«Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Вывод: ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.
Широкое применение полученных детьми знаний в самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, строительных играх, на прогулках, во время проведения экологических акций.
Чтобы узнать уровень подготовки детей я нашла инновационную форму в виде тестов в конкурсах различного уровня.
Одной из самых интересных и эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста стало систематическое участие воспитанников в интеллектуальных конкурсах и викторинах различного уровня. Это не только конкурсы познавательной детской индивидуальности и мыслительных способностей, они несут в себе некую исследовательскую функцию и могут выступать в качестве педагогического мониторинга познавательных процессов.
Во время конкурсного мероприятия дети учатся действовать по определенному плану, анализировать свою работу, находить ошибку и исправлять ее.
Использование современных образовательных технологий, нисколько не умаляет значимость традиционных форм работы. Ведь в каждую игру-дидактическую или логическую можно внести новую составляющую, интересную для детского ума.
Эффективность работы в данном направлении обеспечивается тесным творческим взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, свободно владеют информационно-коммуникационными технологиями, что позволило создать единое образовательное пространство в семье и детском саду.
Родители воспитанников с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.
Одним из факторов успешной организации образовательного процесса является создание предметно-пространственной среды. Заинтересованные родители активно помогают в ее пополнении.
Важной задачей на этапе дошкольного детства является необходимость заложить основу для успешного вхождения ребенка в школьную среду, а в дальнейшем благополучной адаптации в социуме.
Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
У детей развиваются навыки слушания и понимания речи на слух, умение самостоятельно находить ответ на вопросы разной сложности, учиться самоконтролю. Умение концентрировать свое внимание, что просто необходимо при обучении в школе.
Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.
Как сказал советский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич:
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».