Артамонова Надежда
Консультация для родителей «Современные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья; первая кукла и первое, сшитое своими руками для неё платье, любимый мишка, грузовик, настолько крепкий, что не развалился до сих пор. Мы бережём их, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры, и, покупая игрушки своим детям, надеемся, что они также станут для них близкими друзьями. Но так бывает не всегда.
Публикация «Консультация для родителей „Современные игрушки“» размещена в разделах
Утро, дети приходят в садик. Многие несут с собой игрушки, целые мешки игрушек. В коридоре ворчат мамы: "Зачем ты это взяла, ты же сломаешь или потеряешь. Куда тебе столько!" Но дети упрямо тащат в группу свои сокровища. Садятся в кружок и рассматривают, показывают друзьям, гордятся и завидуют.
Посмотрим, что у них там: чёрные волосы, бледно-зелёное личико, шрам на лице, это кукла-монстр. Огромные головы, проволочные волосы, нос на лице отсутствует - это куклы Лалалупси; длинноногие Барби в миниюбочках с целым комплектом аксессуаров. У мальчишек своё : трансформеры, солдаты-коммандос, машины с акульими челюстями, бэтмены, спайдермены. Проходит полчаса, час, бэтмены и монстры брошены и забыты, дети рисуют, строят ракеты и железные дороги, собирают из конструктора машины, девочки играют в магазин и в дочки-матери. Почему же так? Ответ прост: В монстров просто становится скучно играть!
Давайте же поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Прежде всего подчеркнем: что развитие ребенка, осознание им окружающего мира происходит в разных видах деятельности. Самостоятельная и осмысленная активность ребенка в любой ее форме - важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. Исходя из этого, главная функция игрушки - активизация детской деятельности. Другими словами, выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. И в данном случае, чем больше у игрушки возможностей использования, тем дольше она будет интересна ребёнку. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Если материал детской игры привлекателен, но предполагает строго определенный способ употребления (например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки, то игра приобретает скорее характер упражнения или времяпрепровождения. Сфера игры - это сфера образов. Поэтому предмет игры должен не только быть привлекательным, но и содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребенка.
Чем более завершена игрушка, тем меньше она оставляет простора для творчества. Сложные и завершенные игрушки предопределяют характер действий и приковывают ребенка к известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определенные допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций. Они не могут наскучить. Отсюда: открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важные требования для хорошей игрушке.
Есть большое количество игрушек, предполагающих общение или обращение с ними как с живыми персонажами. Они призваны способствовать социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы) ребёнка. Потому, игрушка должна по возможности вызывать гуманные чувства и стимулировать просоциальные действия. Она должна поддерживать бережное отношение к живому, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в животных, растениях и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимо наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность ко всему живому. Нарушение этических требований к игрушке, даже при ее хорошем развивающем эффекте, должно быть основанием для ее отрицательной оценки.
Игрушка способствует утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомит с общественным и семейным укладом. Она имеет определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно: игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели. Через игру они привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном обществе. Поэтому «современность» игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», типичные образцы современного стиля и эстетики также должны учитываться при оценке.
Другими словами, взрослые, покупая игрушку для ребёнка, должны ориентироваться на основные требования:
1. Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.
2. Социо-культурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.
3. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые требования. При их отсутствии, т. е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно.