Боцманова Наталья
Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноправного участия семьи в образовательной деятельности ДОО»
Боцманова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Колосок»
“Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.
В. А. Сухомлинский
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка.
Публикация «Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников» размещена в разделах
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед ДОО поставлены цели, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет затруднено, так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Дошкольные учреждения превращаются в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
Они представлены на слайде
Существуют такие Формы сотрудничества с семьей :
.-Традиционные формы
-Нетрадиционные формы
Содержание работы с родителями в нашем детском саду реализуется через разнообразные формы : традиционные и нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями
Нетрадиционные формы общения в настоящее время пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В большей степени в нашем детском саду используются такие нетрадиционные формы работы с семьей как :
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Родительский совет (комитет) группы. – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
Презентация дошкольного учреждения. Это необходимая в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более подходящие формы обращения к нему и общения с ним. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, в общении с ребенком, постигает новые истины.
Педагогические беседы, индивидуальные консультации с родителями Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Мастер-классы. Участие родителей в мастер-классах, направлены на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, познавательно-исследовательской деятельности, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста., а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
Акции. Главная цель этих мероприятий — формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие их гражданской позиции.
В детском саду было организовано множество мероприятий, которые помогли воплотить в жизнь данную технологию: сбор батареек и крышек, проведение акции «Покормите птиц зимой чтобы спели нам весной», «Сохраним елку зеленую иголку», «Окна Победы», «Открытка ветерану», «Детский сад-территория здоровья».,участие воспитателей, родителей и детей в субботниках, возложение цветов к памятнику «Погибших воинов».
Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» — нравственное воспитание дошкольников. Участие в социальных акциях вместе с родителями способствует формированию у детей фундамента духовно-нравственного воспитания, у них складывается представление о следующих понятиях: любовь к Родине, доброта, сострадание, ценности семьи, уважение к старшим.
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
Проводились такие семейные проекты : «Красная книга»
«Моя семья, готовим вместе, Вода в доме…
Досуговые формы организации взаимодействия с родителями призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования, выставки творческих работ родителей и детей, семейные вернисажи.
Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации. Интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках, с каждым годом ослабевает. Однако сами родители постоянно обращаются с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с воспитанием и развитием своих детей. Одним из элементов которой является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей.
Чтобы разрешить это противоречие я привлекаю виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (viber, вацап) и социальные сети (вконтакте,)Создала группу вконтакте МБДОУ д/с «Колосок» группа «Ромашка», пригласила в группу всех родителей воспитанников детей. Хочу обратить внимание, что наша группа вконтакте является закрытой, т. к. для большинства родителей важно не допустить распространения фото детей в открытом доступе в интернете.
В заключении скажу, что общение с родителями через социальную сеть – это современно, эффективно, оперативно, мобильно и не требует дополнительного времени у родителей.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.