Барышникова Татьяна Петровна
Современные формы взаимодействия с родителями
▼ Скачать +Заказ
«Современные формы взаимодействия с родителями»
(из личного опыта)
«Воспитывает всё : люди, вещи, явления,
но, прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А. С. Макаренко
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Публикация «Современные формы взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте:
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Проблема, с которой сталкивается педагог в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Повышение педагогической культуры родителей, их педагогическое просвещение, способствует совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, а также повышает уровень положительного отношения и доверия к педагогам.
Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс педагогического творчества.
Взаимодействие детского сада и семьи – это взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются все стороны.
Следовательно, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - источник и важный механизм развития всех участников данного процесса. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ мы ведем по четырё м направлениям:
1. Информационно-аналитическое.
2. Познавательное.
3. Наглядно-информационное
4. Досуговое.
1. Информационно-аналитическое направление включает в себя:
-Анкетирование
- Консультации:
- Составления социального паспорта семей
2. Познавательное направление включает в себя:
- Общие и групповые родительские собрания :
«Старший дошкольный возраст – какой он?»,
«Копилка семейных советов»,
«Развиваем самостоятельность» и другие.
- Анкетирование:
«Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Какой ты родитель?» и др.
- День открытых дверей
- Беседы с родителями :
«Режим - главное условие здоровья для малышей»,
«Гигиена одежды вашего ребёнка»,
«Поговорим о здоровье!»,
«Что такое подготовка к школе»,
«Питание ребенка летом» и др.
- Консультации:
«10 заповедей воспитания», «Нужно ли учить ребенка общению», «Роль игры в жизни ребёнка», «Детские капризы», «Поощрять или наказывать?», «Часто ли лжет ребенок?» «Какие игрушки нужны вашим детям!».
- Проектная деятельность:
«Моя семья»,
«Наша семья спортом сильна»,
«Огород на окне»,
«Нравственно патриотический» и др.
- Акции: «Белый цветок», «Мой ангел», «Зимняя кормушка», «Сохраним елочку», «Письмо солдату», «Открытка солдату», «Посадим дерево», «Цветничок».
- Совместное создание предметно-развивающей среды группы и участка.
Родителями был изготовлен дидактический материал: массажные дорожки, ширма,
пополнены спортивные уголки нетрадиционным оборудованием,
пополнен зелёный уголок комнатными растениями,
был оформлен уголок книги «Волшебный мир книг».
В течении года родители принимали активное участие в работе детского сада и благоустройстве территории.
3. Наглядно - информационное направление включает в себя:
- Уголки для родителей
- Папки-передвижки: «Времена года», «Витамины для детей», «Азбука пешеходов», «Как рассказать детям о войне»
-Презентации: «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения».
- Тематические выставки рисунков: «Защитники Отечества», «Мама – солнышко моё», «Мой край родной», «Пётр I», «100 лет заповеднику», «Водный мир» и др.
- Выставки конкурсных работ: «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Зимняя кормушка», «Скворушка», «Пасхальная радость».
- Фотовыставки и фотоколлажи: «Моя мама лучше всех», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мой папа защитник».
4. Досуговое направление, это:
Праздники: «Праздник Осени», праздник к «Дню матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «9 Мая».
Развлечения: День знаний - «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «День отца», «Широкая Масленица», «1 апреля – день смеха», «Папа, мама, я – дружная семья» к Дню Семьи…
Семейные праздники, конкурсы- это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.
В заключении хотелось – бы еще раз подчеркнуть, что семья и детский сад - это два важных социальных института социализации ребенка.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла». Семья – это еще и источник общественного опыта. Здесь ребенок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Мы должны вырастить нравственно здоровое поколение и должны решать эту проблему все вместе: детский сад – семья, общественность.
Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Работа воспитателей в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты.
В своей педагогической деятельности мы продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитать будущих созидателей жизни.
Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.