Наталья Ибрагимова
Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми старшей группы в рамках музыкального занятия «Волшебный глобус»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование МДОУ: МДОУ №5 д/с комбинированного вида «Брусничка». г. Бодайбо.
Образовательные области: Музыка, Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье, Физическая культура.
Музыкальный руководитель: Ибрагимова Наталья Сергеевна
Стаж работы 16 лет, первая квалификационная категория
Публикация «Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми старшей группы в рамках музыкального занятия „Волшебный глобус“» размещена в разделах
«Волшебный глобус"
Цель: Развивать музыкальные способности дошкольников через познавательно-исследовательскую, коммуникационную, музыкальную, игровую, двигательную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
- Расширять представление детей о музыкальных инструментах разных стран
- Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера
- Осваивать навыки ритмичной игры на детских музыкальных инструментах.
- Накопление представлений о творчестве композиторов.
Развивающие:
- Развивать у детей позиции активного участника, исполнителя, творческого созидателя.
- Развивать артикуляционный аппарат через логоритмические упражнения, расширять певческий диапазон, умение слаженно исполнять песню
- Развивать ритмический слух, память, тембровое восприятие, воображение.
- Развивать познавательные функции (восприятие, внимание, мышление).
- Развивать устную речь, любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Воспитывать дружелюбие;
- Культуру поведения
Обогащение словаря:
Лира, Скрипка-Фиддл, Банджо, Джемб, Шотландская волынка.
Оборудование:
Музыкальный центр; видеопроектор, экран.
Материалы:
Презентация «Инструменты мира» («Волынка», «Гусли», «Банджо», «Африканский барабан»);
Фонограмма звучания музыкальных инструментов «Инструменты мира»;
Пьеса И. С. Баха «Волынка»;
Песня «Ковбой» Гр. Гладков (Детский ансамбль) (аудиозапись);
Песня «Чунга-Чанга» (аудиозапись);
Танцевальная музыка «Сиртаки» (аудиозапись);
Русская народная песня «Во кузнице»;
Запись волшебной музыки (по выбору музыкального руководителя).
Атрибуты: Глобус, костюмы для детей: африканский, ковбойский, греческий, русский.
Инструменты: Детские шумовые музыкальные инструменты: Барабаны к игре «Африканский оркестр», Трещотки, Деревянные ложки, Балалайки, Свистульки, Бубенчики для народного оркестра под р. н. песню «Во кузнице».
«Волшебный глобус»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
(дети под музыку заходят в музыкальный зал)
Муз. рук: - Доброе утро, ребята, сегодня у нас с вами будет необычная встреча. Но для начала нам нужно, что сделать? (ответ детей) Правильно поздороваться.
Сначала спою, я: Здравствуйте, здравствуйте, здрав-ствуй-те!
Затем дети - сначала пропевают так-же, бодро, четко, в маршевом характере, удерживая интонацию на повторяющемся звуке и пропевая трезвучие вниз точно попадая на звук, затем предлагаю повторить ритмический рисунок: ладошками, ножками, язычком (остренький как у «змеи», щечками (постепенно выдувают воздух легко ударяя по щекам ладошками, зубками (щелкают, губками (чмокают) можно также бровками повторить или глазками (проморгать ритмический рисунок)
Муз. рук. : - Замечательно, а теперь скажите, что у меня в руках? (ответ детей)
Правильно глобус! Макет земного шара. А как вы думаете, для чего он нужен? (ответ детей) Молодцы! Конечно же, чтобы знать, где находятся разные страны и континенты. И сегодня, мы с вами отправимся в удивительное путешествие по странам мира, хотите? А на чем можно путешествовать? (ответы детей)
Сколько замечательных предложений. Давайте немного покатаемся на различных видах транспорта
Поедем паровозиком, вставайте друг за другом и повторяйте за мной слова и движения:
Ча-ча, чу-чу, я колёсами стучу (дети повторяют, постепенно ускоряя темп)
А теперь останавливаемся - Чууу!
Поехали на машине, взяли в руки воображаемый руль:
Би-би, би-би, все с дороги уходи!
Молодцы, а теперь полетели на самолёте:
Са-са, са-са, мы летим под небеса!
Отлично, а теперь летим на воздушном шаре:
Набираем побольше воздуха и понемногу выпускаем его на звук Шшшшш, посмотрим, чей шар дальше улетит?
А хотите на ракете полетать?
В низком регистре проговариваем звук – Ррррррр, это двигатель заводится, а затем ракета взмывает вверх - звук Ууууу (глиссандо вверх)
Муз. рук: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стульчики. А я раскручу наш волшебный глобус, и мы с вами перенесёмся на другую часть света. Закрывайте глаза (Звучит волшебная музыка)
Муз. рук: Глобус мой быстрей крутись
Далекая страна перед нами явись….
Муз. рук: Ребята, скорей открывайте глаза. Где мы с вами очутились?
Звучит в записи песня: «ЧунгаЧанга»
(выходит, ребёнок в костюме африканца: черный кудрявы парик и юбка и цветных лоскутков, в руке держит барабан)
Ребёнок: Африка! Африка!
Джунгли и бананы,
Африка! Африка!
Змеи, обезьяны.
Здравствуйте ребята. Я рад видеть вас, в нашей жаркой Африке.
Муз. рук: - Ребята, давайте поздороваемся с африканским жителем. (здороваются)
Муз. рук: - А как называется твой необычный инструмент?
На экране – изображение ударного инструмента Джембе
Ребёнок: - Мы очень любим, играть на барабанах. Они все разной формы и звучания.
Мой барабан называется - Джемб.
Муз. рук: - Ребята, посмотрите - форма Джембе, напоминает кубок. Делается он из одного куска дерева, а сверху натягивается кожа животного, веревочки при натягивании меняют звучание, и играют на таком барабане руками. Давайте устроим африканский барабанный оркестр.
(на полу раскладываются барабаны разной формы и величины, дети рассаживаются возле них по «турецки»)
Муз. рук: - Внимательно смотрите, как я буду взмахивать руками, точнее дирижировать. Если взмахи будут «большие», вы будете громко стучать ладошками по барабану, а если буду перед собой чуть помахивать, значит играем еле слышно, пальцы сожму в кулачок – тут же, перестаём играть. Если взмахи медленные - играем медленно, частые взмахи - быстрее ударяем по инструментам, внимательно следите за движением моих рук.
(Эта игра развивает активное внимание, умение быстро ориентироваться, меняя громкость и темп звучания, понимать дирижёрский жест)
Муз. рук: - Отличный оркестр у нас получился. Давайте продолжим наше путешествие?
(Прощаются с африканцем.)
Муз. рук: Глобус мой быстрей крутись
Далекая страна перед нами явись…
Звучит песня: «Ковбой»
Муз. рук: - Ребята, вы слышите эту необычную музыку? Как вы думаете, где же мы с вами оказались на этот раз?
(выходит ребёнок в костюме ковбоя)
Ребёнок: Не ищет покоя ковбой,
В пути моё счастье шальное.
Со мною мой «кольт», и мой конь,
А значит – удача со мною.
Здравствуйте! Вы прибыли в Северную Америку, штат Техас.
Дети здоровываются с ковбоем.
На экране изображение скрипки – фиддл и Банджо.
Муз. рук: - А вы знаете, что ковбойская музыка исполнялась в основном на скрипке – фиддл и банджо. Давайте рассмотрим Банджо. Это струнный музыкальный инструменты, давайте послушаем, как он звучит. (Прослушивание музыкального отрывка из «Инструменты мира»)
Муз. рук: - А сейчас проверим, какие наши мальчики ловкие, поиграем в ковбойскую игру «Оседлай коня».
(Игра проводится по типу «Музыкальный стульчик» только ребята должны сесть задом наперёд, Звучит весёлая песня «Ковбой» мальчики прямым галопом скачут по кругу, с окончанием музыки должны сесть на любой свободный стульчик).
Муз. рук: - Молодцы, ребята, вы очень ловкие и быстрые, настоящие ковбои. До свидания, ковбой. А мы продолжаем наше увлекательное путешествие, и я снова раскручиваю глобус (звучит волшебная музыка, затем звучит музыка «Сиртаки»)
Муз. рук: - Ребята, вы узнали, что это звучит? (ответы детей)
Муз. рук: - Совершенно верно, эта танцевальная музыка называется «Сиртаки», и это значит, что мы с вами оказались в Греции.
(выходят девочки в греческих костюмах)
Девочки:
1. О, Греция! Страна Олимпиад!
2. Гордимся мы и славою твоих побед.
3. И красотой твоей могучей и прекрасной,
4. Хранительницей дружеских побед.
(авт. Феофилакт Демурчев)
Девочки: - Здравствуйте, ребята.
Муз. рук: - Здравствуйте, прекрасные гречанки! Скажите нам, как называется этот музыкальный инструмент?
(на экране изображение лиры)
Девочка: - Это древнегреческая лира, эмблема музыки.
Муз. рук: - А вы знаете, что в греческой мифологии - существует такая легенда: Фракийский певец Орфей, сын бога Апполона и музы Каллиопы, своим сладостным пением и искусной игрою на лире укрощал зверей, останавливал реки, двигал леса и даже трогал неумолимые сердца богов. Посмотрите как красив этот струнный инструмент, а на что он похож? (ответы детей) Правильно на арфу, струнно-щипковый инструмент.
Приглашаю вас на танец - «Сиртаки» (дети ранее ознакомлены с движениями этого танца)
Муз. рук: - До свидания, прекрасные гречанки! А мы продолжаем своё путешествие.
(крутит глобус, звучит музыка)
Муз. рук: - Глобус мой быстрей крутись
Далекая страна перед нами явись…
(На экране изображение Шотландцев.)
Муз. рук: - Посмотрите, ребята, мы с вами находимся в Шотландии. Национальный инструмент этой страны – шотландская волынка. (показать инструмент - волынку, изготовленный самостоятельно из поролона, красного в тёмную клетку шарфа, и дудочек. Дети слушают отрывок звучания волынки с диска «Инструменты мира».
Муз. рук: - Какой удивительный инструмент, с интересным звучание. Обычно он изготавливается из овечьей шкуры покрывая сверху пледом из традиционной клетчатой материи, и из множества трубочек выходит монотонный звук благодаря сдавливанию мешка, а на одной трубочке похожей на дудочку музыкант играет мелодию, получается - целый оркестр.
Послушайте пьесу «Волынка» Иоганна Себастьяна Баха. Композитор изобразил звуки волынки на фортепиано. (исполнить пьесу)
Муз. рук: - В музыке есть и мелодия и аккомпанемент, где слышны то высокие, то низкие повторяющиеся звуки. Можно представить себе, что волынщик напевает мелодию под звучание гудящих трубок. (Проигрывается еще раз отрывок)
Наше путешествие подходит к концу и мы с вами отправляемся домой, в Россию (крутит глобус).
Муз. рук: - Глобус мой быстрей крутись
Далекая страна перед нами явись…
Муз. рук: - Как хорошо на родине, правда ребята?
А какие русские народные инструменты вы знаете? (ответы детей)
Правильно, а как называется этот инструмент? (показ гуслей, изготовлен инструмент самостоятельно из детской арфы)
Правильно, старинный струнный инструмент гусли. А теперь давайте с вами исполним русскую народную песню «Во кузнице» и подыграем на музыкальных инструментах. (Ребята разбирают русские народные инструменты из предложенных).
(В этой песне разученной ранее - запевают мальчики, «Во ку, во кузнице»
Вторую строчку поют девочки, «Во ку, во кузнице»
Далее исполняют вместе «Во кузнице молодые кузнецы» играя на музыкальных инструментах (ложках, трещотках, балалайках, бубенчиках) и т. д.
Муз. рук: - Молодцы, ребята, весёлая и звонкая песня у нас получилась.
Вот и подошло наше путешествие к концу. В следующий раз мы с вами побываем в других странах, познакомимся с новыми, необычными инструментами. Давайте с вами попрощаемся, ласково и нежно. Послушайте и пропойте так же.
До свиданья, до свиданья, до свида –ни-я!
Дети под музыку на усмотрение музыкального руководителя выходят из зала.