наталья борисова
Совершенствование форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с семьёй
▼ Скачать +Заказ
Актуальность. Переход от индустриального общества к современному постиндустриальному требует перемен в сфере образования. Целью современной образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
В настоящее время существуют противоречия между заявленной ФГОС позицией родителя как полноправного и активного участника образовательного процесса и достаточно низким уровнем мотивации родителей к реализации своих прав и обязанностей в образовательном процессе ДОУ, который обусловлен неэффективными методами и формами работы с семьёй.
Публикация «Совершенствование форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с семьёй» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Проблема: использование логопедом устаревших непродуктивных форм и методов взаимодействия с родителями дошкольников приводит к их отстраненности от образовательного процесса, что является одной из причин недостаточного уровня развития социально-коммуникативной компетенции у дошкольников с нарушениями речи.
Цель работы:
Совершенствование форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников ДОУ, обеспечивающих повышение эффективности коррекционной логопедической помощи дошкольникам с речевыми нарушениями по овладению коммуникативной компетентностью в образовательном процессе.
Задачи:
анализ имеющихся профессиональных трудностей, возникающих в ходе установления продуктивного взаимоотношения между учителем-логопедом и семьями воспитанников;
изучение и анализ научно-практической литературы по данной теме;
анализ психологического диагностирования семей дошкольников;
анализ диагностирования уровня социально-коммуникативной компетентности у дошкольников старшего возраста;
анкетирование родителей с целью выяснения их образовательных потребностей и уровня компетентности в вопросах речевого развития ребенка;
определение форм и методов эффективного сотрудничества логопеда с семьёй.
Я считаю, что применение форм и методов проблемного обучения, группового взаимодействия, развития критического мышления, ИКТ в процессе работы как с детьми, так и с родителями, поможет сформировать положительную мотивацию к участию в образовательном процессе тех и других, повысит их активность, что будет способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности дошкольников/
Ожидаемые результаты:
Повышается уровень мотивации родителей и педагога к сотрудничеству.
Повышается уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и речевого развития детей.
Родители:
-способны к рефлексии родительских действий;
-активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях и в условиях ДОУ;
-постепенно переходят к роли инициатора организации новых форм сотрудничества.
Обеспечен эмоциональный и психологический комфорт в процессе общения в семье и ДОУ для каждого ребенка.
Повышается уровень сформированности коммуникативной компетентности у выпускника ДОУ.
Ребенок умеет:
«считывать» эмоциональные переживания и реакции другого человека (ребенка и взрослого);
понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению;
прогнозировать поведение партнера по взаимодействию;
получать необходимую информацию в общении;
выслушать другого и прийти к общему решению;
вести диалог со взрослыми и сверстниками;
взаимодействовать со сверстниками и взрослым;
соотносит свои устремления с интересами других людей;
принимать помощь;
продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающими общую задачу;
с уважением относиться к ценностям (религиозным, этническим, личностным, профессиональным) других людей;
адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Участники педагогического проектирования: педагоги ДОУ (логопед, методист, воспитатели, муз. руководитель, психолог, руководитель ИЗО, помощники воспитателя, медсестра ДОУ, медицинские специалисты (стоматолог (ортодонт, невролог, отоларинголог, педиатр, родители и дошкольники с ОНР.
Ресурсы:
Информационные Кадровые
- методическая литература;
-нормативно-правовая база;
-интернет-ресурсы;
- педагоги ДОУ, школ и учреждений дополнительного образования, медицинские специалисты, родители, дети.
-воспитатели и специалисты ДОУ;
-медицинские специалисты детской поликлиники.
-учителя начальной школы.
Материально-технические:
-компьютер;
-цифровой фотоаппарат;
-музыкальный центр;
-проектор, доска для проектирования;
-игровое оборудование;
- театральное оборудование (куклы би-ба-бо, для настольного театра, теневой театр, костюмы, ширма и т. д.);
-оборудование для проведения экспериментальной деятельности.
Содержание этапов работы.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Обоснование значимости изменения форм и методов работы с родителями.
2. Изучение литературы по данной теме (нормативно-правовая база, научно-практическая литература, интернет - источники).
3. Переосмысление ведущего мотива совместной деятельности педагога с родителями дошкольников (от формального долга к активному сотрудничеству).
4. Изменение личного коммуникативного компонента в общении с детьми и их родителями:
Принятие позиции «Я-послание» - эта техника общения без угроз и оценок, с её помощью можно дать понять собеседнику, что Я чувствую и чего хочу.
Использование приёма активного слушания.
5. Определение принципов работы с родителями:
Принцип сотрудничества между родителями, специалистами и ребёнком.
Принцип взаимосвязи диагностики и коррекционно-педагогического процесса.
Принцип приоритета интересов детей и их родителей.
Принцип информационного обеспечения.
Принцип комплексного подхода к сотрудничеству ДОУ и семьи.
Принцип обратной связи.
Принцип учета индивидуально-типологических особенностей детей.
II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. Выявление уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста по критериям и показателям, обозначенным в Концепции компетентностно-ориентированного образования. Методический материал составлен и апробирован Линковой Н. М., Бабенышевой Л. В., Аладатовой Е. В.
2. Запрос психологу учреждения о проведении диагностики отношений родителей с детьми :
Опросник для родителей «Взаимодействие родитель-ребенок» (автор Марковская И. М.);
Рисуночный тест для детей и их родителей «Мой дом», «Праздник», «Моя семья» ;
Семейный тест отношений (авторы Д. Антони и Е. Бине в интерпретации Марковской И. М.).
3. Совместный (с психологом) анализ выявленных результатов психологического тестирования.
4. Анкетирование родителей :
«Что я знаю о своем ребенке?»
«Как я помогаю своему ребенку стать успешным?»
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Выбор и реализация эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников.
1. Оформление пространства взаимосвязи с родителями с целью демонстрации успехов и достижений их детей.
«Карта открытий» - стена в группе или в раздевалке с фотографиями детей и их родителей, на которой дети фиксируют свои открытия, сделанные на занятиях. Родители могут оценить успех ребенка не только устно, но и специальными символами (смайлики и др.).
Альбом «Говорят дети» - в нём педагог фиксирует (письменно, на диктофон, фото или на видео) фрагменты занятий, интересные высказывания детей. Данную информацию можно увидеть, прочитать и оставить свои комментарии (на сайте ДОУ на страничке логопеда или в самом альбоме в группе).
Постепенно в оформление этого альбома вовлекаются и родители: они делятся подобной информацией, взятой из жизни их детей.
«Сундучок проблем», в который дети складывают картинки или символы решенных или нерешенных ими проблем. Родители могут предложить свою помощь в их преодолении – в виде устной консультации, практической помощи.
Вернисажи семейных рисунков, фотографий, коллекций.
Лекотека игрушек и развивающих пособий, пополняемая родителями и педагогами.
Портфолио достижений ребенка «Мой дом» (кирпичики-фотографии, символы, тексты и т. д.).
2. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей.
«Книга жалоб и предложений» - тетрадь (реальная и электронная, в которой родители могут высказать свои пожелания, жалобы, вопросы логопеду (лично или анонимно). Ответы на них логопед оформляет в виде консультаций (устных, письменных или в электронном виде на сайте, либо выносит их обсуждение на общее родительское собрание.
Приглашение для проведения консультаций, практических занятий, тренингов:
медицинских специалистов: стоматолога (ортодонта, невролога, отоларинголога, педиатра. Тематика консультаций определяется запросами родителей, обоснована профилактикой и устранением речевых дефектов у детей.
психолога, для оказания консультативной помощи и проведения психологических тренингов (индивидуальных и групповых);
учителя начальных классов;
педагогов дополнительного образования.
«Телефон логопедической помощи»- связь с родителями по телефону.
Проведение открытых занятий, совместных с родителями занятий, недель открытых дверей.
Организация проектной деятельности (индивидуальной и групповой).
Родителям предоставляется различная степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка.
Проведение родительских собраний (семинаров-практикумов, заседаний «Клуба заботливых родителей») с использованием игр, тренингов для родителей, активизирующих их мышление:
Игра «Острое блюдо» - «острые» вопросы, касающиеся условий воспитания и речевого развития ребенка ( например: «О чем можно расспрашивать ребенка, пришедшего из детского сада?», «Что лучше- читать или рассказывать детям сказки?», «Как часто говорить детям НЕЛЬЗЯ?» и т. д.)
Игра «Объяснялки» - дети объясняют значение слов, а родители их отгадывают.
«Шесть шляп».
«Фишбоун» и др.
Организация ярмарки (конкурсов) пособий и дидактических игр, изготовленных родителями (или родителями вместе с детьми).
Организация мастер-классов «Мы – классные родители!» (презентация опыта совместной деятельности родителей с ребенком).
Организация и проведение совместно со специалистами ДОУ:
Семейных праздников и фестивалей: День матери, День отца, День бабушек и дедушек; и т. д.
Игровых семейных конкурсов: «Спортивная семья»,
«Музыкальная семья», «Семейное увлечение», «Семья- эрудит» и т. д.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Проведение и анализ итоговой диагностики коммуникативной компетентности.
2. Анализ итоговой психологической диагностики родительско - детских отношений.
3. Анкетирование родителей «Что я знаю о своем ребенке?», «Как я помогаю ему быть успешным?»
4. Рефлексирование опыта применения форм и методов взаимодействия с родителями и определение дальнейшего их совершенствования.