Анастасия Масленникова
«Сороки». Фольклорный праздник в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Сороки»
(фольклорный праздник в подготовительной группе)
Народный праздник :
«Сороки» (отмечается 22 марта)
Уж солнце красное над полем встало,
На горе всех в игры собрало:
Жаворонков люди ждут,
Что весну на Русь ведут.
Немного из истории праздника.
Публикация «„Сороки“, Фольклорный праздник в подготовительной группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Сороки, Жаворонки - праздник народного календаря, приуроченный к церковному дню памяти Сорока Севастийских мучеников. В этот день, по народному календарю, зима кончается, а весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие). Отмечается 22 марта. Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птичек, выпекавшееся в этот день.
Задачи:
- познакомить детей с православным обычаем встречи прилета птиц, дать
представление о народном празднике прихода весны;
- пробудить в детях интерес к русской истории, к богатому миру народных
традиций;
- познакомить с основными приметами, связанными с этим праздником;
- приобщать детей к традициям народного фольклора;
- расширять кругозор, закреплять знания о птицах;
- создать атмосферу добра и радости через участие в играх.
-создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
-всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в
современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
Разучивание старинных народных игр с пением:
«Золотые ворота», «Горелки», «Селезень утку догонял».
Музыкальное оформление:
Слушание произведений о весне: «Песнь Жаворонка»; "Подснежник» из
цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Весна» А. Вивальди»,
«Жаворонок» М. И. Глинки.
Чтение и заучивание песенок-закличек:
«Жаворонки, прилетите», «Весна, весна», «Жаворонки».
Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, пение песен, беседы о наступающей весне, разучивание плясок, потешек, закличек, поговорок, народных игр, хороводов. Проведение занятия по ознакомлению детей с календарно-обрядовым праздником «Встреча Весны»
Раздаточный материал: бумага цветная, белая; картон цветной, белый; нитки для вязания цветные;готовые шаблоны птиц; кружево, тесьма для украшения;клей;кисточки.
Ход фольклорного праздника
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам про необычный день – день прилета птиц. В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок.
1-й скоморох :Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть.
Воспитатель:Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Дети входят в зал двумя группами : 1 группа — играет на музыкальных инструментах (деревянные ложки, трещетки, 2 группа — с атрибутами встречи весны (ленты, бумажные птицы). Все проходят цепочкой через ворота. (ворота из двух больших платков держат скоморохи)
Игра «Золотые ворота».
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Дети садятся на стулья.
1-й скоморох: В этот день, по народному календарю, зима кончается, а весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие). Отмечается 22 марта. Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птичек, выпекавшееся в этот день. Весёлыми песнями-закличками дети звали весну.
2-й скоморох: В старину на Руси хозяйки пекли печенье из теста в форме таких птичек-жаворонков. «Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу на возвышенное место и начинали песни-заклички петь, весну звать (закликать).Песенки – заклички называли еще песенками- веснянками.
А сами песенки назывались песенки-веснянки.
Послушайте песенку-закличку весны (исполняют дети).
Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Ведущий:Так было давным-давно. А давайте и мы с вами позовём птичек прилететь к нам сюда, чтобы быстрее весна тёплая пришла. В этом наши птички-веснянки и помогут. Перелетных птиц нужно звать. Без нас они могут заблудиться, а ведь они первые предвестники весны. Ребята, а кто из вас поможет нам позвать птиц, поитать заклички.
Дети читают стихи – заклички:
Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
Нам зима надоела,
И весь хлеб у нас поела,
И дрова все пожгла,
Молоко всё унесла.
Синички-сетрички,
Чечётки-тётки,
Кулички-мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!
1-ый Скоморох:Ребята, трудно до весны докликаться, а еще труднее её удержать - то ветер холодный налетит, то дождь со снегом пойдёт. Первый весенний месяц март бывает холодным.
2 -й скоморох: В народе есть старинная поговорка об этом месяце:
«Марток оставит без порток».
«Март, март – солнцу рад;
Апрель, апрель –
откроет дверь;
Как придёт май –
сколько хочешь ты гуляй!
1 -ый скоморох: А кто еще знает поговорки и приметы, связанные с этим народным праздником?
Ответы детей:
- Сколько проталинок, столько жаворонков.
- Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
- Жаворонок является к теплу, к траве, зяблик — к стуже, к морозу.
- Ранний прилёт журавлей — к ранней весне.
- На «Сороки» день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.
2- й скоморох: Ребята, давайте поиграем. Я вам буду петь прибаутки о летящих птицах и насекомых, а вы должны говорить: «Летят, летят», – и поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и ошибется, поднимет руки по ошибке, – в игре больше не участвует.
Игра «Летят, летят» :
Скворцы летят, летят
На всю Русь кричат:
– Это мы! Это мы!
Возвращаемся в домы!
(Скоморох поднимает руки вверх, показывая, как летят скворцы. Далее по ходу игры можно называть других птиц и животных, например: вороны, страусы, голуби, жуки, котята, черепахи летят)
1- й скоморох: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Ответ: Да!
Ведущий: тогда отгадайте наши загадки про птиц:
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворение. (Жаворонок)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Воспитатель:Молодцы, ребята! Вы были очень внимательные и правильно показывали, кто летает, а кто не летает, и загадки отгадали правильно! Теперь точно придет весна в наши края! А вместе с весной придет и красное солнышко. Ой, ребята, что-то я его не вижу. Красное солнышко за тучку спряталось. Ребята, давайте вместе скорее солнышко позовём!
Повторяйте за мной слова:
Солнышко,
Колоколнышко,
Выйди из-за облышка!
Сядь на пенёк,
Разгуляй весь денёк! (Дети повторяют вместе с воспитателем, на экране появляется солнышко).
Скоморохи: Вот и появилось солнышко, а вместе с теплым солнышком растаял снег с чистых полей да лютый мороз исчез, прилетели к нам птички и весну с собой принесли!
Воспитатель: Ребята,мы вместе с вами делали птичек –веснянок, но не успели доделать работу до конца. Давайте доделаем и наших скоморохов научим. Поделка «Птичка- веснянка»(Изготавливают птичек-веснянок).
Воспитатель: Сейчас мы наших птичек повесим на «Чудо-дерево» и вдохнем в них жизнь, подуем на них, и они полетят высоко-высоко к солнышку.
Дети вместе со скоморохами и воспитателем вешают птичек и приговаривают:
Мы на «Сороки» птичек делали
Мы на ленты их повесили,
Поиграли дружно с ними
Дух весенний в них вселили.
Ой, дики, дики, лики,
Наши жаворонки летите!
И весну - красну несите!
В зал входит весна.
Весна (школьница) :
Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу растут цветочки.
Прогоняю т с речек лёд,
Светлым делаю восход.
1-й скоморох — Ребята посмотрите,у Весны есть коромысло!
2-й скоморох — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.
Ведущий — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
Весна: -Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
Скоморохи: Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. А вы знаете старинную игру «Ручеёк»?
Хоровод-игра «Ручеёк».
Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Ведущий :Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом расцветает Весна!
Скоморохи: Спасибо вам, ребята, за праздник светлый!
Воспитатель: А я хочу угостить вас, ребята и гостей наших печеными жаворонками! ( Воспитатель угощает детей печеньем-жаворонками и напутствует детей словами:«Не забудьте, ребятки, дома птичек тоже угостить, чтобы они прилетели и к вашему дому»).
Скоморохи: Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 утренников,
40 заморозков!
Используемая литература
1. Кошелева А. В. «Пернатые потешки», Кубань-печать, Краснодар, 2013 г. 2. Н. В. Микляева «Социально-нравственное воспитание детей», Айрис пресс, Москва,2011г. 3. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, Москва, 2008г. 4.«Егорушка», детский православный календарь,2011 г. 5. Аникина В., Русский фольклор. Москва. Художественная литература, 1985.
6. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М. : Просвещение,1999.
7. Князева О. Л. Как жили люди на Руси, Санкт-Петербург, 2000.
8. Куприна Л. С, Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством,Санкт-Петербург,1999.
9. Литвинов М. Ф. Русские народные игры. Санкт-Петербург, 2000