МААМ-картинки

«Сорняки» и «паразиты» детской речи: способы и приемы коррекционно-профилактической работы

Вакурина Светлана Владимировна
«Сорняки» и «паразиты» детской речи: способы и приемы коррекционно-профилактической работы
▼ Скачать + Заказать документы

Можно ли эффективно противостоять засоряющим язык элементам? Назовем основные способы и приемы коррекционно-профилактической работы над чистотой детской речи.

1. Самоконтроль и самовоспитание взрослых. Напомним, что речь взрослых в значительно большей степени, нежели речь сверстников, выступает моделью для наблюдения и эталоном для подражания ребенка, языковая личность которого изначально формируется в общении с родителями, а позднее активно развивается в коммуникативном взаимодействии с воспитателями и учителями. Поэтому профилактику детских словесных «сорняков» необходимо начинать с анализа собственного речевого поведения, индивидуальных речевых привычек.

2. Воспитание личным примером. Очевидно, что наиболее ненавязчивый, но достаточно действенный способ формирования у ребенка необходимых коммуникативных качеств - это демонстрация взрослым желаемых образцовых форм в собственной речи.

3. Живое общение с ребенком. Не будем забывать, что все эти «как бы», «типа», «значит» начинают паразитировать в детской речи не в последнюю очередь вследствие элементарного дефицита общения со старшими, т. е. когда с ребенком попросту мало разговаривают!

4. Ссылка на авторитеты: а) сверстников, других взрослых («А вот мы с папой никогда не произносим таких слов»; «Твой друг Миша никогда не ругается!» и т. п.); б) героев художественных произведений (например, в сказке Ш. Перро «Подарки феи» грубая старшая сестра наказана волшебницей за грубость и дерзость превращением каждого произносимого слова в змею или жабу, тогда как воспитанная младшая получила в награду розы, жемчуга и алмазы); в) народных верований (можно рассказать ребенку о древних представлениях, отражавших осуждение брани; г) пословиц, поговорок («За худые слова слетит и голова»; «Дурное слово что смола: пристанет – не отлепишь»; «Не всякое слово в строку»; «Глупым словам глухое ухо» и др.); д) евангельских текстов.

6. Аргумент в форме сравнения. Например, можно попытаться импровизировать со следующей аналогией: «Ты же умываешь лицо, моешь руки, следишь за чистотой своей одежды, значит, и язык нуждается в чистоте.», или попробовать развить такую метафору: «Представь себе, что язычки двух детей превратились в отдельных, самостоятельных человечков. Один – чистенький, опрятный, всегда следит за собой, старается не пачкаться, не дружить с плохими язычками; другой же грязнуля, неряха, к нему вечно прилипают разные соринки, он водится с кем попало. Кого из них ты выберешь своим другом?

7. Окультуренное воспроизведение. Предполагает перефразирование высказывания в более корректной (грамотной, уместной, вежливой) форме, своеобразные «подсказки» ребенку правильных речевых конструкций («Ты, наверное, хотел сказать.»; «Если я правильно тебя поняла, ты имеешь в виду.»; «Лучше сказать это так-то.» и т. п.)

8. Путь «малых шагов». Пытаться предупредить и тем более изменить нежелательное речевое поведение дошкольника можно только последовательно (усложняя требования к речи по мере естественного взросления и усвоения коммуникативных норм) и постепенно (от акцентирования внимания на однозначно неприемлемом или неуместном в данной ситуации высказывании до подробного разъяснения оттенков значения отдельных слов, нюансов различных правил общения).

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении профилактической работы с подростками 12–16 лет. Круглый стол «Скажи сигарете «НЕТ!»Фотоотчет о проведении профилактической работы с подростками 12–16 лет. Круглый стол «Скажи сигарете «НЕТ!» Круглый стол «Капля никотина» Цели: - информировать подростков о воздействии курения на организм человека, особенно растущего;.

Фотоотчет о проведении профилактической работы о вреде курения с подростками 12–17 летФотоотчет о проведении профилактической работы о вреде курения с подростками 12–17 лет Профилактические занятия с подростками 12-17лет. Совместное мероприятие с МБУК «Досуговый» по профилактике ПАВ «МИР БЕЗ ТАБАКА» 21.03.23г.

Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт)Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Сорняки» и «паразиты» детской речи: способы и приемы коррекционно-профилактической работы
Опубликовано: 29 ноября 2024 в 21:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сорняки» и «паразиты» детской речи: способы и приемы коррекционно-профилактической работы» (включая файлы) размещена пользователем Вакурина Светлана Владимировна (УИ 385156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД