Вакурина Светлана Владимировна
«Сорняки» и «паразиты» детской речи: способы и приемы коррекционно-профилактической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Можно ли эффективно противостоять засоряющим язык элементам? Назовем основные способы и приемы коррекционно-профилактической работы над чистотой детской речи.
1. Самоконтроль и самовоспитание взрослых. Напомним, что речь взрослых в значительно большей степени, нежели речь сверстников, выступает моделью для наблюдения и эталоном для подражания ребенка, языковая личность которого изначально формируется в общении с родителями, а позднее активно развивается в коммуникативном взаимодействии с воспитателями и учителями. Поэтому профилактику детских словесных «сорняков» необходимо начинать с анализа собственного речевого поведения, индивидуальных речевых привычек.
2. Воспитание личным примером. Очевидно, что наиболее ненавязчивый, но достаточно действенный способ формирования у ребенка необходимых коммуникативных качеств - это демонстрация взрослым желаемых образцовых форм в собственной речи.
3. Живое общение с ребенком. Не будем забывать, что все эти «как бы», «типа», «значит» начинают паразитировать в детской речи не в последнюю очередь вследствие элементарного дефицита общения со старшими, т. е. когда с ребенком попросту мало разговаривают!
4. Ссылка на авторитеты: а) сверстников, других взрослых («А вот мы с папой никогда не произносим таких слов»; «Твой друг Миша никогда не ругается!» и т. п.); б) героев художественных произведений (например, в сказке Ш. Перро «Подарки феи» грубая старшая сестра наказана волшебницей за грубость и дерзость превращением каждого произносимого слова в змею или жабу, тогда как воспитанная младшая получила в награду розы, жемчуга и алмазы); в) народных верований (можно рассказать ребенку о древних представлениях, отражавших осуждение брани; г) пословиц, поговорок («За худые слова слетит и голова»; «Дурное слово что смола: пристанет – не отлепишь»; «Не всякое слово в строку»; «Глупым словам глухое ухо» и др.); д) евангельских текстов.
6. Аргумент в форме сравнения. Например, можно попытаться импровизировать со следующей аналогией: «Ты же умываешь лицо, моешь руки, следишь за чистотой своей одежды, значит, и язык нуждается в чистоте.», или попробовать развить такую метафору: «Представь себе, что язычки двух детей превратились в отдельных, самостоятельных человечков. Один – чистенький, опрятный, всегда следит за собой, старается не пачкаться, не дружить с плохими язычками; другой же грязнуля, неряха, к нему вечно прилипают разные соринки, он водится с кем попало. Кого из них ты выберешь своим другом?
7. Окультуренное воспроизведение. Предполагает перефразирование высказывания в более корректной (грамотной, уместной, вежливой) форме, своеобразные «подсказки» ребенку правильных речевых конструкций («Ты, наверное, хотел сказать.»; «Если я правильно тебя поняла, ты имеешь в виду.»; «Лучше сказать это так-то.» и т. п.)
8. Путь «малых шагов». Пытаться предупредить и тем более изменить нежелательное речевое поведение дошкольника можно только последовательно (усложняя требования к речи по мере естественного взросления и усвоения коммуникативных норм) и постепенно (от акцентирования внимания на однозначно неприемлемом или неуместном в данной ситуации высказывании до подробного разъяснения оттенков значения отдельных слов, нюансов различных правил общения).