Гулак Мирослава
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Природные факторы закаливания
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность
Проблема часто болеющих детей привлекает большое внимание
специалистов, занимающихся вопросами сохранения и укрепления здоровья:
медиков, педагогов, психологов, гигиенистов, социологов. Актуальность
этой проблемы связана с высоким удельным весом часто болеющих детей,
который достигает в раннем и дошкольном возрасте от 15 до 75%. Не стоит
забывать что, от физических способностей дошкольников зависит их
мировоззрение, духовная жизнь, умственное развитие, готовность к школе.
Поэтому одним и важнейших приоритетов в работе педагогов должно быть
сохранение и укрепление физического здоровья детей.
Публикация «„Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!“ Природные факторы закаливания» размещена в разделах
2. Значение ЗАКАЛИВАНИЯ. При правильно проводимом закаливании : • повышается устойчивость организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды • возрастает сопротивляемость организма к болезням 6 • повышается выносливость к физическим нагрузкам и психоэмоциональным воздействиям, возрастают адаптационные возможности организма • стимулируется физическое и психическое развитие, обмен веществ. К закаливанию следует подходить сознательно. Неправильное проведение любой процедуры может принести ребенку вред.
3. Природные факторы закаливания
Солнце, воздух, вода (естественные силы природы) усиливают
эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во
время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном
излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается
кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные
возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для
закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к
повышенной и пониженной температуре. В результате организм ребенка
приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые
изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных
сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.
Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство.
Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и
сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело
человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества
(фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь
кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под
кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все
естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их
Закаливание воздухом.
Проветривание помещения – для детей дошкольного возраста
необходимо прежде всего создать оптимальный воздушный режим
помещения – это основное условие эффектности закаливания.
Оптимальной температурой воздуха в помещении, где находятся дети
от 3 до 7 лет 18-20 градусов. При такой температуре напряжение процессов
терморегуляции у ребенка минимальное. Повышение температуры усиливает
потоотделение, при малейшем сквозняке ребенок может легко простыть.
В летний период проветривание происходит круглосуточно.
Прогулки на свежем воздухе – отлично закаливают детей. Бояться,
что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только
приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе.
Положительное влияние оздоровительных мероприятий сказывается на
функциональном и нервно-психическом развитии ребенка.
Из специальных мер закаливания в летнее время используются
воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, купания в
естественных водоёмах.
Воздушные ванны – применяются с целью приучить детей к
непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом.
При этом кроме температуры, имеют значение влажность и движение
воздуха. Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра,
проводить воздушные ванны можно на террасе, на открытом балконе. Детей
раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Во время
воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо
подбирать, более подвижные игры, а в теплые – спокойные.
После воздушной ванны ребенок должен быть бодрым и веселым, не
испытывать неприятных ощущений.
Воздушное закаливание всегда предшествует водным закаливающим
процедурам. Спустя 2-3 недели после применения воздушных ванн можно
переходить к водному закаливанию.
Закаливание водой
Вода оказывает более сильное воздействие на терморегуляцию, чем
воздух. Закаливание водой требует большой осторожности, очень важна
постепенность в проведении процедур.
Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой.
Начинать надо теплой водой (30-32°С, постепенно снижая её до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Привычка к прохладной воде воспитывается ежедневным умыванием детей водой (из-под крана) и мытьё ног прохладной, «комнатной» водой.
К умыванию рук, лица, шеи и ушей дети, даже младшей группы,
привыкают очень легко. Большое закаливающее действие имеет умывание до
пояса, которое начинает входить в жизнь детских садов.
Ножные ванны – контрастные ножные ванны принимаются для детей
старше 1.5-2 лет. Целесообразно использовать для профилактики при
повторных насморках. Ноги погружают в воду до середины голеней.
Процедуры проводят после сна, когда ноги теплые или предварительно
согреты.
Начинать следует с 3-5 погружений, в дальнейшем можно довести
число до 10. Процедура заканчивается погружением ног в холодную воду, и
затем ноги растираются до легкого покраснения.
Обливая стопы голени попеременно водой контрастных температур.
Температура теплой воды для всех детей одинакова – 38 градусов.
Закаливание носоглотки – можно проводить в любое время года.
Детям 2-4 лет следует полоскать рот, а после 4-х лет горло кипяченой водой
комнатной температуры с добавлением настоя ромашки 2 раза в день утром и
вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды.
Закаливание солнечными лучами
Закаливание солнцем начинают, когда ребенок привык к воздушным
процедурам. В теплую солнечную погоду ребенок должен много пить, а
также носить легкую светлую одежду, не препятствующую испарению пота.
Свето–воздушные ванны – воздействие рассеянного солнечного
света.
Солнечные ванны – оказывают на организм дошкольников общее
укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают
сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием
солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином Д, что улучшает
усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего
организма.
4. Комплексное применение закаливания
В летне – оздоровительный период процедуры закаливания осуществляются каждый день в режимных моментах. Закаливание воздухом во время 1 и 2 прогулки, а так же во время утренней гимнастики которая проходит на улице в отсутствие дождя (это и сквозное проветривание в отсутствие детей, одностороннее проветривание, сон с доступом свежего воздуха, босохождение, воздушные ванны). Закаливание солнцем и водой осуществляется так же каждый день мероприятия, которых указаны на слайде.
5. Принципы закаливания
1. Индивидуальный подход к ребенку.
Какие бы средства закаливания ни применялись, всегда необходимо
учитывать возраст ребенка, состояние здоровья, условия жизни и
индивидуальные особенности организма.
Особая осторожность необходима при закаливании детей с
хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития. В таких
случаях необходимы медленное наращивание интенсивности воздействия и контроль за реакцией ребенка на процедуру.
2. Систематическое проведение процедур, во все время года, без
перерыва.
Адаптация организма к резким колебаниям температур требует
длительного времени. При многократном повторении закаливающие
процедуры способствуют выработке условного рефлекса в виде быстрой
реакции кровеносных сосудов на воздействие холода или тепла.
Первый эффект закаливания проявляется через 3 месяца от начала
процедур. При прекращении процедур происходит быстрое угасание
выработанных при закаливании рефлексов.
3. Постепенное увеличение силы закаливающего воздействия с
учетом самочувствия ребенка.
Привычка к холодным воздействиям должна воспитываться
последовательно и настойчиво (переход от менее сильных процедур к более
сильным, от местных процедур к общим и т. д.). Только последовательно
приучая детей к изменениям температуры, можно без риска для их здоровья добиться хороших результатов.
6. Противопоказания для проведения закаливающих процедур :
• острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры
тела, острые желудочно-кишечные расстройства, обширные поражения
кожи, травмы
• декомпенсированный порок сердца, выраженная анемия, резко
повышенная нервная возбудимость
• повышение возбудимости, раздражительности, жалобы на усталость,
ухудшение сна в результате закаливающих процедур, негативное
отношение к провидению процедур.
В случаях острых заболеваний следует временно отказаться от проведения закаливания и возобновить его по окончании заболевания, уменьшив длительность и интенсивность воздействиям.
Закаливание следует рассматривать как важнейшую составную часть
физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются
естественные силы природы : воздух, солнце и вода.