эльмира камалова
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, физическое воспитание занимает особое место. В приобщении детей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры. Задача физического воспитания дошкольников - сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней гимнастике.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ» размещена в разделах
Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств детей, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т. д. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей.
В детском саду утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр к совместным видам деятельности. В то же время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.
Чаще всего в детском саду, музыкальным инструментом для проведения гимнастики является пианино. Оно, безусловно, помогает ощущать ритм, и несет эмоциональную привлекательность, которая очень важна для детей дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика в нашем детском саду проводится в виде комплексов. Комплекс состоит из 4-5 ритмических композиций, которые мы сами усложняем или изменяем соответственно особенностям наших воспитанников. Основу для ритмических композиций составляют простые часто повторяющиеся движения, в связи с этим не требуется много времени и больших усилий от детей для их разучивания. Преимущества такой зарядки состоят в том, что дети в непринужденной обстановке, танцуя под музыку, получают достаточную физическую нагрузку. Кроме того, дети учатся не только слушать музыку, но и двигаться соответственно ей, замедляя и убыстряя темп; импровизировать, что в настоящее время для детей составляет большую сложность, т. к. современные дети привыкли получать всю информацию в готовом виде, а не проявлять творчество и фантазировать. Использование различных видов музыки (классической, современной, детских песен) позволяет не только вызывать у детей интерес, но и приобщать к прекрасному. Во многих композициях встречаются элементы логоритмики, что немаловажно для развития речи детей. Кроме развития музыкальности и двигательных качеств и умений, такая зарядка решает множество других задач, таких как развитие творческих способностей, развитие и тренировка психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление, развитие нравственно-коммуникативных качеств личности, а самое главное – психологическое раскрепощение ребенка.
Недостаточный двигательный режим - одна из причин ослабления организма ребенка. С помощью проведения ритмической гимнастики мы стараемся восполнить недостаток двигательной активности.
Опыт работы в ДОУ впозволяет сделать вывод, что утренняя гимнастика помогает добиваться положительных результатов. Также хочется отметить то, что в начале учебного года, при выполнении комплекса гимнастики, дети повторяли несложные упражнения, но при этом наблюдалась некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. У большинства детей присутствовало чувство стеснения при выполнении упражнений, танцевальных элементов в коллективе. Благодаря систематическому использованию на занятиях и утренней гимнастике музыкально-ритмических композиций к концу учебного года 40% детей имели средний уровень, а 60% высокий уровень. Дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении упражнений, в исполнении танцевально-ритмических композиций. Стали двигаться с удовольствием. Их движения более точные, координированные. Они внимательно слушают музыку, начинают и заканчивают движения в соответствии с продолжительностью ее звучания. Уверенно ходят, легко бегают, ритмично двигаются, а также выразительно передают движением музыкально-игровой образ.
Таким образом, задачи утренней гимнастики в ДОУ разносторонни, но в то же время важны, ведь формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Подготовили и провели :
Воспитатели МБДОУ 89
Камалова Э. Т.
Мартинсон. И. Ф