Приложение МААМ

Содержание и формы логопедической работы в детском саду

Диана Лаврентьева
Содержание и формы логопедической работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание и формы логопедической работы в детском саду

ТЕМА

«Содержание и формы логопедической работы в детском саду»

Содержание

Введение…. 3

1. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада. …. …4

2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями …. …. …. ….…. 6

3. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы. …. ….…. 9

4. Функции логопеда ….…13

Заключение…. 16

Публикация «Содержание и формы логопедической работы в детском саду» размещена в разделах

Список используемой литературы…. 18

Введение

Статистика последних десятилетий показала, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50% от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А. Г. Прытко, Е. А. Соболева, Т. Б. Филичева и др., на конец 50-х годов ХХв. данное число детей не превышало 17% (Б. М. Гриншпун, М. Е Хватцев и др.). Важно рано распознать речевое недоразвитие и приступить к его ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, 1972).

Тема данного реферата актуальна, поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста во многом зависит от уровня организации логопедической помощи в специальных детских садах (специализированной группе, поэтому возникает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.

Цель работы: изучение организации и содержания работы логопеда в детском саду для детей с нарушениями речи.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1. Рассмотреть организацию логопедической работы в коррекционной группе детского сада;

2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

3. Изучить особенности взаимодействия логопеда и воспитателя в коррекционной группе детского сада;

4. Ознакомиться с функциями логопеда.

1. Организация логопедической работы в коррекционной группе

детского сада

На сегодняшний день детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные логопедические группы при учреждениях общего типа комплектуются непосредственно теми органами управления образования, в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения. Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специального дошкольного учреждения (группы) включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта у детей, но и подготовку их к овладению грамотой и школьному обучению, а также личностное развитие дошкольников. Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие коррекционное обучение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.

На основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

- своевременным обследованием детей;

- рациональным составлением расписанием занятий;

- планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

- наличием программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных занятий;

- оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

- совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения являются:

1. Укрепление и развитие здоровья детей.

2. Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогических воздействий в соответствии с изменяющимися возможностями детей.

3. Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств применительно к каждому конкретному ребенку.

4. Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.

5. Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.

6. Развитие регулирующей функции речи, речевого опосредствования деятельности и овладение коммуникацией.

2. Психолого-педагогическая

характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

При изучении дошкольников должны быть учтены следующие принципы:

1. онтогенетический (возрастной);

2. этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);

3. взаимосвязь речевого и общего психического развития.

Психолого-педагогическая или педагогическая классификация речевых нарушений была разработана Р. Е. Левиной в 50-60-х годах 20 века, когда возникла необходимость в организации групповых форм логопедической работы. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа - нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

У дошкольников с нарушениями речи больше развита моторная память, нежели слуховая. Снижены показатели объема памяти, особенно вербальной. Дети, имеющие недоразвитие фонематического восприятия с трудом запоминают сложные инструкции, путают порядок действий, пропускают элементы действий и операций.

Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного возраста осуществляется в специальных садах или группах и включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми дошкольного возраста. На материале правильного произношения звуков осуществляются также следующие задачи: развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и их сочетаний в предложениях; воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи; развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи; развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; развитие произвольного внимания.

К концу обучения дети дошкольного возраста должны овладеть сознательным послоговым чтением; уметь читать не только слова, но и простые предложения, тексты; уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка; осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи; последовательно выделять звуки из состава слова; самостоятельно определять звуковые его элементы.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа - нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

3. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы

Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе.

Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного, мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

Важное значение, имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: «быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной».

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

- закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);

- повторение стихотворений, рассказов;

- упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

- активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.

Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

Таким образом, понимание сложной структуры речевого дефекта, опора на имеющиеся классификации речевых нарушений позволяет представить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с речевым недоразвитием разного уровня, на основе которой организуется стратегия и тактика логопедической работы в специализированной группе детского сада, осуществляется выбор необходимых логопедических и общепедагогических приемов коррекционной помощи.

Успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе.

В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий. удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.

4. Функции логопеда

Логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений (особенностей) в развитии у обучающихся (воспитанников).

1. Обследует обучающихся (воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Изучает уровень речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей;

2. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Определяет основные направления и содержание работы с каждым из них.

3. Своевременное выявление детей с нарушениями речи и направление их на медико-психолого-педагогическую комиссию.

4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;

- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

- Работа по коррекции звукопроизношения.

- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

- Работа по коррекции слоговой структуры слова.

- Формирование послогового чтения.

- Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

- Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

- Предупреждение нарушений письма и чтения.

- Развитие психических функций тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

5. Работает в тесном контакте с педагогами и воспитателями, посещает занятия и уроки;

6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющих отклонения в развитии. Ведет необходимую документацию.

7. Использует разнообразные формы, приемы, методы, и средства обучения в рамках государственных стандартов. Самостоятельно избирает формы, приемы и методы проведения учебно-воспитательной работы, логопед имеет возможность использовать новаторские и экспериментальные методики преподавания.

8. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников, соответствующих государственного образовательного стандарта и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

9. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

10. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

11. Осуществляет связь с родителями (лицами их заменяющих). Родители детей с нарушениями речи должны систематически; выполнять задания логопеда по закреплению поставленных звуков словаря по темам, грамматического строя, связной речи. Оформлять тетради красочно, аккуратно. Следить за правильным произношением. Вызывать родителей учащегося в необходимых случаях, проводить беседы.

12. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Заключение

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Исследования в области логопедии позволили установить, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного возраста осуществляется в специальных садах или группах и включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе.

Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной. Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе.

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы "догнать" в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии.

Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, руководитель изодеятельности, семья.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

Список использованной литературы.

1. Белякова, Л. И., Кумалья, И. Сравнительный анализ состояния двигательных и речедвигательных функций у заикающихся дошкольников / Л. И. Белякова, И. Кумалья //Дефектология. - 2005. - № - С. 69-74.

2. Глухов, В. П. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М., 1993.

3. Калягин, В. А., Овчинникова, Т. С. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - М. : Академия, 2006. - 450 с.

4. Рычкова, Н. А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста / Н. А. Рычкова // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 69-73.

5. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека / М. Р. Сапин. - М. : Академия, 2008. - 384 с.

Публикации по теме:

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание»Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание» Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание и формы логопедической работы в детском саду
Опубликовано: 18 июня 2023 в 18:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание и формы логопедической работы в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Диана Лаврентьева (УИ 1953253) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД