Папки-передвижки

Содействие развитию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у детей в разновозрастной группе

Татьяна Смердова
Содействие развитию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у детей в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы

С первых дней пребывания ребенка в д\с взрослые должны стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей.

Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первые месяцы посещения д\с. Для комфортного самочувствия ребенка в этот период большое значение имеет то, в какой мере у него сформированы необходимые КГН и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др).

Публикация «Содействие развитию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у детей в разновозрастной группе» размещена в разделах

Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию этих навыков и привычек (еще маленький, в д. с научат и т. д.). Многие дети приходят в д\с, не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок - привыкли к памперсам, не умеют раздеваться, пользоваться носовым платком, мылом, полотенцем и т. д.

Вырабатывать у детей КГН необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть посильны и выполнимы.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению: как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Наташенька будет кушать», «Мишенька пойдет спать» и т. д. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает его). Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.

Обучение некоторым навыкам, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков : они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

При формировании навыков многосоставного действия необходимо также научить определенным действиям, используя показ, совместные действия, упражнение в действии, например: «Подставь руки лодочкой», «Хорошо вытирайся полотенцем. Разверни его, положи на ручки. Вытирай лицо. А теперь ручки. Каждую ручку вытри и с той и с другой стороны. Вот так. Молодец».

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Их поведение должно служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей, обращать внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

Огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Необходимо более широко пользоваться в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Например: «Я не напомнила Гале, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!».

Навыки самообслуживания

(Планирование д/с, ранний возраст)

Сентябрь.

1. Закреплять умение садиться на стул.

Игровые ситуации: «Где наш стульчик?», «Накормим зайку», «Посади Катю на стульчик», «В гости к бабушке», выполнение режимных процессов.

2. Учить самостоятельно пить из чашки.

Игровые ситуации: «Напои мишку чаем», «В гости к зайке», «Угости Машу компотом», режимные моменты.

3. Учить самостоятельно есть густую пищу ложкой.

Игровые ситуации: «Черпание ложкой зерен», «Накорми зверюшек», «Свари кашку», режимные моменты.

Октябрь.

1. Продолжать закреплять умение садиться на стул. Игровые ситуации: «Посади зайку на стульчик», «Кукла обедает», «Построим мишке стульчик», режимные моменты.

2. Продолжать учить самостоятельно пить из чашки, есть густую пищу ложкой. Игровые ситуации: «Переложи зернышки в другую миску», «Угости киску молоком», «Угости Лялю соком», режимные моменты.

3. Учить пользоваться полотенцем. «Умой Кате личико», «Искупаем Ваню», «Ай-да ручки», режимные моменты.

Ноябрь.

1. Продолжать учить детей самостоятельно есть разнообразную пищу ложкой. Игровые ситуации: «Переложи ложкой бусинки», «Накормим Машу обедом», «У кого салфеточка чистая?», режимные моменты.

2. Закреплять умение самостоятельно пить из чашки. Игровые ситуации: «Напои гостей чаем», «Вкусный компот», «Волшебная чашка», режимные моменты.

3. Продолжать учить с небольшой помощью взрослого мыть руки и пользоваться полотенцем. Игровые ситуации: «Умоем Лизе личико», «Водичка-водичка», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», режимные моменты.

Декабрь.

1. Учить аккуратно есть разнообразную пищу. Игровые ситуации: «Сварим куклам суп», «В гости к кукле Кате», «Накорми зернышками петушка», режимные моменты.

2. Продолжать развивать умение пользоваться полотенцем, водой и мылом. Игровые ситуации: «Мыльные пузырьки», «Мы умеем чисто мыться», «Искупаем малыша», режимные моменты.

3. Учить пользоваться носовым платком. Игровые ситуации: «Зайка простыл», «Найди платочек», «Посмотрись в зеркальце», «Вытри мишке носик».

Январь

1. Учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Раздень и уложи Машу спать», «Раздень носочки», «Помоги Кате снять сандали», режимные моменты.

2. Продолжать развивать умение пользоваться полотенцем, водой и мылом. Игровые ситуации: «Котенок умывается», «Мы умеем чисто мыться», «Искупаем Катю», режимные моменты.

3. Учить пользоваться носовым платком. Игровые ситуации: «Чистый носик», «Волшебный платочек», «Посмотрись в зеркальце», «Вытри зайке носик».

Февраль.

1Учить пользоваться салфеткой после еды. Игровые ситуации: «Вытри Кате ротик», «Где салфеточка», «Посмотрись в зеркальце».

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого.

Игровые ситуации: «Раздень и уложи Машу спать», «Раздень носочки», «Помоги Кате снять

сандали», режимные моменты.

3. Учить детей, выходя из-за стола, задвигать за собой стул. Игровые ситуации:

«Помоги Маше поставить стульчики», «Брошенный стульчик», режимные моменты.

Март.

1. Учить детей, выходя из-за стола, задвигать за собой стул. Игровые ситуации: «Поставь стульчик на место», «Чей стульчик?», режимные моменты.

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Куклы хотят спать», «Повесь носочки на стульчик», «Сними сандалики», режимные моменты

3. Продолжать прививать потребность пользоваться носовым платком и салфеткой. Игровые ситуации: «Зайка простыл», «Найди платочек», «Помоги зайке почистить носик», «Возьми салфеточку».

Апрель.

1. Учить детей частично одевать одежду. Игровые ситуации: «Одень сандалики», «Одень мишку», «Кукла Ляля проснулась», режимные моменты.

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Помоги куклам раздеться», «Повесь колготки на стульчик», «Сними юбочку, шортики», режимные моменты

3. Продолжать воспитывать потребность в опрятности, умение пользоваться предметами с их назначением. Игровые ситуации: «Что этим делают?», «Вытри рот салфеткой», «Посмотрись в зеркальце», режимные моменты.

Май.

1. Воспитывать привычку вешать свою одежду на стульчик. Игровые ситуации: «Помоги Даше раздеться», «Чей стульчик красивее?», «Потеряшки на коврике», режимные моменты.

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Помоги Полине раздеться», «Повесь одежду на стульчик», «Вот какие мы большие!», режимные моменты

3. Продолжать воспитывать потребность в опрятности, умение пользоваться предметами с их назначением.

Игровые ситуации: «Для чего это?», «Кто чистюлька?», «Посмотрись в зеркальце», режимные моменты.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содействие развитию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у детей в разновозрастной группе
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 18:58
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содействие развитию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у детей в разновозрастной группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Смердова (УИ 1795010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД