МААМ-картинки

«Социоигровые технологии» с детьми дошкольного возраста

Ромадова Наталья
«Социоигровые технологии» с детьми дошкольного возраста

В последние годы в системе Российского образования происходят очень существенные изменения, и они определяют новые приоритеты развития всего дошкольного образования, использование педагогических технологий, основанных на игровом подходе.

Одной из таких технологий является социоигровая.

Цель технологии - формирование коммуникативных навыков общения, которое, как говорил Л. С. Выготский, является основной движущей силой развития.

Речь к трём годам становится у детей основным средством общения. Особенность взаимодействия дошкольников между собой существенно отличается от общения с взрослыми. Отличительной особенностью является то, что в отношениях со сверстниками дети проявляют больше эмоциональности, экспрессивности.

Ещё одной отличительной чертой общения младших дошкольников является неумение строить диалог, выслушивать ответы товарища.

Основатели социо-игрового стиля работы В. М. Букатов и А. П. Ершова определили его суть в том, что в обучении предполагает создание такой педагогической ситуации, при которой участникам процесса необходимо решить поставленную задачу сообща, в микрогруппе. Основным отличием социо-игровой технологии является действие детей на занятии малыми группами (социумами, в младшем дошкольном возрасте - это действие в парах и тройках, в более старшем - работа в группах до шести человек.

Также, основные особенности вы можете просмотреть на слайде.

Занятия, построенные с применением социо-игровой технологии, имеют свою структуру. Вы можете познакомиться с ними на слайдах.

Способность детей взаимодействовать в микрогруппах развивается на протяжении всего дошкольного детства.

В младшей группе уже наблюдается временное объединение детей в совместной деятельности с педагогом, которая проявляется в общем деле. Например, строительство дома, уборка игрушек и т. д.

При условии применения социо-игровой технологии в образовательной деятельности на протяжении всего дошкольного детства, дети учатся продуктивно общаться друг с другом. Признаком способности к взаимодействию служат появление таких качеств, умение культурно общаться- проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи, участие в общем деле, желание проявлять инициативу в общении. Кроме этого, у детей формируется способность к самооценке, самосознание.

Я решила апробировать социо-игровую технологию в воспитательно-образовательном процессе во второй младшей группе. Для этого я разработала познавательно- игровой проект «Вместе дружно мы живем» с элементами внедрения социо-игр в образовательную деятельность.

Цель проекта: формирование у детей представления о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Главное условие применения социо-игр - связь с жизнью ребёнка. Все игры должны соответствовать заявленной теме и способствовать объединению и самостоятельности детей, а также побуждать их к совместной деятельности.

На начальном этапе, чтобы включить детей в совместную деятельность, я применяла игры для создания рабочего настроения, целью которых является пробуждение интереса детей друг к другу.

Игра «Волшебный предмет».

Дети сидят в кругу вместе с воспитателем, который принимает участие в игре наравне с детьми. «Волшебная предмет» передаётся по кругу. Во время передачи от одного ребёнка к другому каждый, у кого оказалась палочка, называет предмет или признак, в соответствии с заранее заданным правилом. Варианты могут быть самыми разными, в зависимости от темы занятия или предполагаемой будущей деятельности.

- что такое здоровье. Дети называли всевозможные варианты, например витамины, спорт, чистить зубы и пр.

- как помочь зайчику выбрать одежду. Дети называли одежду для определённого сезона.

Для снятия напряжения во время занятий, повышения интереса к сверстникам, а также для обеспечения смены деятельности, необходимого условия для полноценного развития общения, нами были использованы игры-разминки. Разминки доступны абсолютно для всех детей, совмещают в себе элемент соревнования и выигрыша. Главное их достоинство заключается в возможности совместить деятельность и психологически активный отдых.

игры-разминки были например следующими:

- собери по цвету (например мячи 3-х-4-х цветов) детям необходимо собрать мячи того цвета какой закреплен за их подгруппой.

- объединялись по принципу классификации геометрических фигур, по цвету Дети берут фигуры или флажки разных цветов (всего 4 цвета: красный, желтый, синий, зелёный) свободно двигаются по комнате под музыку. На полу стоят кегли соответствующих цветов. По окончании музыки детям необходимо найти свой цвет и объединиться в круг к своему цвету.

- найди свою семейку. Дети с закрытыми глазами берут карточки с изображением животных и их детёнышей. Необходимо объединиться по трое: корова-бык-телёнок, кошка-кот-котёнок и т. д.

Игра не только создаёт условия для разрядки, но и может служить способом объединения в команды на последующих этапах занятия. В процессе эксперимента мы усложняли и расширяли задачи в одних и тех же играх, что позволяло поддерживать интерес детей.

На следующем этапе, после того, как дети научились взаимодействовать в кругу, понимать задачу в игре, объединяться в команды по случайному признаку, я ввела в деятельность игры социо-игрового приобщения к делу. Главная задача этих игр состоит в попытке выстраивания отношений детей друг с другом и с воспитателем. Данные игры применяются для закрепления пройденного материала. Во время социо-игрового приобщения к делу дети, играя, учились что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п. Вот время прохождения темы «ЗОЖ» эти игры были следующего плана:

- какая еда бывает полезным (фрукты, овощи и пр.)

- что бывает… (красным). Дети называют различные предметы (помидор, мяч, яблоко и т. д.)

- что поможет быть чистым (расчёска, полотенце и пр.)

После того, как дети поняли принцип объединения в команды, наступил момент, когда детям предстояла работа в микрогруппах.

Учитывая возрастные особенности детей четвёртого года жизни, одной из которых является развитие сюжетно-ролевой игры, можно отметить, что ребенок уже способен взять на себя определенные роли и подчинить им свое поведение, однако еще не имеет достаточного умения согласовывать свои действия между участниками игры.

Поэтому на данном этапе возникла необходимость научить детей договариваться друг с другом в команде. Для этого нам понадобилось создать условия для того, чтобы каждый ребенок понял, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы найти решение общей задачи. Для этого нами были подобраны простые задания для выполнения детьми в микрогруппах, в соответствии с возрастом.

1. Помоги зайчику (мишке, лисичке, ёжику, белочке) выбрать полезные и нужные ему продукты.

Цель: приклеить к фигурке животного нужные ему продукты.

Содержание: дети объединяются в пары в соответствии с вытянутой картинкой животного. На столах разложены листы бумаги, клей, вырезанные изображения припасов (орехи, морковь, бочонок с мёдом) Задача детей: договориться в паре о том, какие продукты нужны их животному (мишке - мёд, малина и т. д, выбрать их из предложенных. Затем необходимо приклеить своего животного и его припасы на лист бумаги. По окончании работы дети показывают друг другу то, что у них получилось и комментируют.

В качестве основных задач социо-игровой технологии выступает развитие взаимоотношений с окружающими и формирование у детей навыков слаженной работы. Это невозможно без развитых навыков общения. В том числе, в результате систематического применения социо-игр в образовательной деятельности, у детей формировалось сотрудничество не только внутри микрогруппы, но и между группами, что и будет свидетельствует о наличие у детей навыков общения на достаточно высоком уровне. Например «Да, нет», «Выложи цвета правильно», «Что сначала - что потом» Цель игр заключаются в том, что одна команда выполняет задание, а вторая проверяет правильность выполнения. Также, команды могут давать задание друг другу. Таким образом, реализуется принцип взаимоконтроля.

С целью проверить усвоенный материал на занятии, по окончании каждого проводили рефлексию игры. Конечно, в младшем дошкольном возрасте невозможно говорить о рефлексии в полном смысле этого слова, но всё же, её элементы доступны детям этого возраста.

«Мешочек знаний» Дети передают по кругу мешочек, в который «складывают» свои знания. Начинает воспитатель словами: «я положу в этот мешочек…» и называет то, что сегодня относилось к занятию. Причём, это может быть всего лишь одно слово (витамины, яблоко, скакалка и пр.)

Для достижения максимального эффекта я руководствовалась правилами общения взрослого с детьми. Обязательным условием выступало участие в общении воспитателя как равноправного партнёра, умеющего интересно играть, организовать игры. Не судить детей, предложив эту роль детям, что снимает страх ошибки у детей, создавать условия для осознания детьми на практике, как нужно организовать общение в микрогруппе, чтобы выполнить задачу.

Анализируя полученные сведения, можно с уверенностью утверждать, что дети, стали отзываться на инициативу сверстников и проявлять её сами. Стали играть не рядом, а приглашать в игру товарищей, что говорит о переходе уровня общения на новый этап, предполагающий сотрудничество. Дети этой группы достаточно активны и внимательны к действиям сверстников, дети научились проявлять инициативу в общении со сверстниками, у них повысилась восприимчивость к людям, проявляющаяся в желании взаимодействовать, способны к элементарному анализу своих действий и других. Положительная динамика развития навыков общения свидетельствует о том, что применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе является условием для полноценного становления умения общаться у детей.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Социоигровые технологии» с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 2 октября 2024 в 14:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Социоигровые технологии» с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ромадова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД