Аристова Алёна Олеговна
Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье
▼ Скачать
Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье.
Аристова Алёна Олеговна, МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с. Красный Яр, воспитатель.
В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее (ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей). Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых «неблагополучных» (проблемных) семей, характеризующихся смещением моральных ценностей и ориентаций. В такой семье ребенку неуютно, а иногда даже небезопасно.
Публикация «Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье» размещена в разделах
Жестокость и насилие в семейной жизни существовали всегда, случаи избиений и даже убийств родителями собственных детей – явление не новое. Но сегодня они выходят за рамки семейной трагедии.
Семья является главным социальным институтом в воспитании ребенка. Для родителей и педагогов ребенок – единый объект внимания, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия родители-педагог-ребенок. Именно поэтому любая попытка внести свой вклад в формирование гуманных отношений в обществе, особенно если это касается детско-родительских отношений, весьма ценна и значима.
В своей статье я ссылаюсь на следующее определение «насилие - подавление человека во всех его разновидностях и формах – не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное.»[1, c.57]
На основании этого мною сделан вывод, что понятие насилия имеет достаточно конкретное и строгое содержание, его нельзя отождествлять с любой формой принуждения. В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов.
Насилие, пережитое в детстве, является фактором-предикатором формирования пограничной личностной организации, характеризующейся диффузией идентичности, низким уровнем когнитивной оснащенности образа «Я» с высокой зависимостью от поля и значительным участием аффективных компонентов. Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной вовне, на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам.
В качестве причин жестокого поведения родителей называют:
- социально-экономические факторы : безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее - к жестокому обращению с домочадцами;
- психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные иди гиперактивные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса [2, с. 148].
Некоторые родители оправдывают плохое обращение с ребенком его врожденными отрицательными качествами. Такая позиция родителей может усилить конфликт и привести к изоляции ребенка в семье. Исследователи считают, что такие родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, имели большие проблемы в общении с близкими людьми.
Задача педагога – создать педагогическую ситуацию, чтобы помочь ребенку выйти из кризиса, учитывая, что такие дети очень привязываются к воспитателю.
Социально-педагогическая деятельность имеет большее значение в профилактике и коррекции страхов и переживаний детей, подвергшихся насилию. Социально-педагогическая помощь детям – жертвам насилия определяется исходя, прежде всего, из психологических особенностей каждого ребёнка. Педагог должен не только учитывать отношение ребёнка к себе, но и овладеть искусством, создавать эти отношения и педагогически целесообразно выстраивать их.
Педагог должен поставить для себя задачи: способствовать уменьшению у ребенка, чувства страха и бессилия; повышение самооценки и уверенности в себе; формирование и мотивирование родительской ответственности за здоровое развитие, и воспитание детей.
В организации своей деятельности педагог должен применять различные формы работы (групповые или индивидуальные) и методы, такие как беседа, наблюдение, анализ документов, анкетирование, организация досуга, ролевые игры, консультирование, социально-педагогические, коррекционно-развивающих тренинги и мастер-классы для детей и родителей.
Список литературы
1. Елисеев Д. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества. – М. : Свобода, 1999. – 386 с.
2. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М. : Генезис, 2005. - 256 с.