Елена Захарова
Социализация подростков средствами культурно-бытовой среды города в условиях проживания в социальной квартире
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня одна из актуальных проблем современного общества – воспитание личности, готовой жить в меняющихся социальных и экономических условиях. На текущий момент социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач нашего государства.
Публикация «Социализация подростков средствами культурно-бытовой среды города в условиях проживания в социальной квартире» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Условия городской среды обусловливают формирование у подрастающего поколения специфической системы ценностей. Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе, повлекшие за собой трансформацию традиционных институтов и образа жизни, усложнили процессы социализации детей и подростков. Затянувшийся социально-экономический кризис в стране, утрата нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на подрастающем поколении. Процессы, происходящие в обществе:
- отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
- несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
- безработица (явная и скрытая);
-отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
-разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);
- пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
- отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;
- коммерциализация досуга: недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);
-отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить подростков, нет права на труд, на выбор профессии;
-доступность табака, алкоголя, наркотиков.
• Состояние семьи, ее атмосфера:
-разрушение института семьи, неполная семья, растет число неблагополучных семей;
- материальное положение семьи (как неполная семья и бедность, так и богатство);
-низкий социально-культурный уровень родителей;
- отсутствие семейных традиций; — стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
- отрицание самоценности ребенка;
-удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);
- злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др. ;
-попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
Негативные социальные последствия налицо. Катастрофически увеличивается число детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Другие основные причины трудностей воспитания – в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, в стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе.
Углубляется противоречие между объективно усложняющимися социальными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к подрастающему поколению, и результатами социализирующей, воспитательной и образовательной деятельности основных институтов и агентов социализации : семьи и образовательных учреждений.
Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряженностью, резким возрастанием объема информации. Увеличение нагрузок усиливает стрессовое состояние. Растущему организму очень сложно соответствовать тем высоким требованиям, которые к нему предъявляют. Развивающаяся личность нуждается в бережном, чутком и уважительном отношении. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей. В этой связи возникла необходимость акцентировать особое внимание на регуляции социального поведения детей из неблагополучных и социально-незащищенных семей к современным условиям.
Методическая разработка содержит опыт работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях проживания в специализированной социальной квартиры; основывается на изучении теоретических аспектов проявления агрессивности, объединяет отдельные вопросы преодоления агрессивного поведения детей и подростков, вопросы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в систематизированный комплексный цикл занятий. Практическая часть работы состоит из цикла занятий – бесед, обучающих занятий, в результате которых у воспитанников формируется интерес к проблемам, способность различать в любом моральном явлении общечеловеческие ценности.
• Цель:
Создание условий для успешной социализации подростков с девиантным поведением, проживающих в социальной специализированной квартире, используя средства культурно-бытовой среды города.
• Задачи:
• формировать мотивы положительной социализации личности, повышения самооценки, адаптация в социуме;
• формировать и совершенствовать культурно-гигиенические, социально-бытовые и трудовые навыки в условиях проживания в многоквартирном доме; учить взаимодейстововать с различными социальными институтами (образовательные учреждения, магазины, аптеки, банки, почта и т. д.);
• вырабатывать навыки поведения в городском транспорте, соблюдения правил безопасного поведения на улице и ориентирования в городском пространстве;
• воспитывать уважение к истории и культуре страны и города, расширять кругозор и развивать познавательные интересы, используя культурно-историческое наследие Санкт-Петербурга (музеи, театры, выставки, городская архитектура, исторические памятники);
• формировать интерес к жизни современного Петербурга.
• развивать умение ориентироваться в городе, активно использовать культурный потенциал СПб
• создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации воспитанников в их жизненном пространстве;
• формировать культуру и в потребность ведения здорового образа жизни, приобщать к двигательной активности, регулярным занятиям физической культурой и спортом, используя городские рекреационные зоны (спортивные площадки, сады, парки и т. д.) и добиваться отказа от вредных привычек;
• содействовать решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;
• создать условия для самореализации личности, патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков, общей культуры подростков;
• содействовать воспитанию гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободе человека;
• создать основы для выбора и освоения дополнительных образовательных программ;
• использовать интересы подростка,путём вовлечения в различные формы досуговой деятельности;
• оказать содействие в профессиональной ориентации воспитанников;
• повысить мотивацию подростков к обучению в школе : улучшить успеваемость воспитанников, ликвидировать пробелы в знаниях; расширять кругозор, повышать интеллектуальный уровень и развивать познавательные интересы воспитанников.
Основные принципы работы :
Процесс социализации воспитанников в культурно-бытовую среду г. Санкт-Петербурга должен основываться на проверенных практикой и дающих положительные результаты принципах, адекватных целевым установкам, предъявляемым государством к воспитанию подрастающего человека, тенденциям развития социокультурного пространства :
• демократизм;
• принцип организации личного пространства ребенка
• духовность
• толерантность
• вариативность
• природоспособность
• эффективность
• воспитывающее обучение
• системность
• принцип педагогического стимулирования социальных проб - принцип сочетания взаимной заботы и требовательности - принцип нравственного обогащения социальной среды
• принцип развития самодеятельности и инициативы детей
Для реализации данной работы возможны различные формы организации воспитанников :групповая, индивидуальная,индивидуально-групповая.
Используются разнообразные формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация фильмов, мини-лекция, описание профессий, встречи с представителями отдельных профессий, конкурсы, составление и решение различных тематических кроссвордов.
Значительное место отводится обучающим занятиям. Они проводятся на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы.
Социальная квартира предназначена для проживания подростков-мальчиков от 14 до 18 лет в количестве 7 человек. Как правило, это дезадаптированные подростки с асоциальными установками, такими как: табакокурение, принятие и распитие спиртных напитков, прогулы в школе, бродяжничество, воровство, лживость и т. д., почти все они состоят на учете в органах полиции. Поэтому основной целью своей работы считаю создание необходимых условий для успешной социальной реабилитации подростков. Для достижения поставленной цели выполняю следующие задачи:
• обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка воспитанниками;
сформировать или развить (в зависимости от состояния) культурно-гигиенические и социально-бытовые навыки подростков;
• оказать помощь в освоении школьной программы;
• формировать благоприятный морально-психологический климат в коллективе воспитанниц, проживающих в социальной квартире;
• организовать полноценный и разнообразный досуг воспитанников;
• создать воспитательную среду для нравственного становления подростков.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на потребности и мотивы ребёнка, определяя, что является главным на данный момент для него. Эта работа включает в себя следующие компоненты:
- целенаправленная работа по нравственному просвещению – это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации;
- актуализация всех источников жизненного опыта воспитанников;
- введение нравственных критериев во все виды деятельности и проявления личности воспитанников.
Используя эти компоненты, я формирую у воспитанников основы социально-нравственного поведения, основы здорового образа жизни, веду профилактическую работу по отказу от вредных привычек, формирую у мальчиков позитивные взгляды на своё будущее, а так же необходимый запас знаний, умений и навыков, который позволит им уверенно начинать самостоятельную жизнь, успешно в ней адаптироваться и интегрироваться в социум.
• Использование культурно-бытовой среды города в социально-педагогической работе.
Основными критериями в работе с трудными подростками считаю своим правом использовать огромный потенциал культурно-бытовой среды большого и прекрасного мегаполиса мира - славного города Санкт-Петербурга. Воспитание чувства любви, интереса к истории Отечества, истории Санкт-Петербурга, жителям города на Неве, стать неотъемлимой частью звания настоящего петербуржца -одна из основных целей в моей работе. Воспитывать любовь к родному краю- Ленинградской обл., к бережному отношению к природе ;усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры ; знакомить с истоками национальной культуры; развивать любознательность и интерес к традициям города; расширение кругозора; воспитание гражданской ответственности и чувства патриотизма; уважение к истории, культуре своей страны, г. Санкт-Петербурга; формирование толерантного отношения к людям различных национальностей; способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане; стремиться всё делать красиво; уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство и т. д. –овладеть хотя бы малой частицей и зародить зерно жажды познания и осознания своей причастности к великому городу-это задачи моей реабилитационной работы.
Проведение ознакомительных бесед с историей микрорайона и предстоящей поездки по определённому маршруту; организация для воспитанников экскурсий ; посещение музеев и выставок; посещение театральных постановок и досуговых культурно-развлекательных и спортивных центров города; просмотры кинофильмов, с последующим их обсуждением, прогулки по городу с составлением маршрута ориентирования в окружающей среде; привлечение к чтению художественной литературы, проведение цикла занятий по Петербурговедению- перечень мероприятий из программы реабилитационной работы с воспитанником по социализации с использованием средств культурно-бытовой среды города.
Организация процесса освоения детьми социальной квартиры «своего места»-города,в котором они живут –это увлекательный творческий процесс. При планировании проводимых мероприятий учитывается территориальное расположение квартиры, школ, в которых они обучаются, особенности района, уровень познавательных возможностей детей, степень их заинтересованности. Программа освоения и изучения города имеет обязательный компонент-познавательные прогулки и экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города. Предварительно проводятся ознакомительные занятия.
Цель таких занятий -способствовать эмоционально –ценностному восприятию детьми города «как своего мира», представляющего значимость для них при условии взаимодействия с объектами городской среды и людьми.
Задачи:
-побудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребёнку открыть «новое в знакомом окружении»;
-помочь детям сформировать представления о ценности объектов городской среды для них и других жителях Санкт-Петербурга;
-способствовать формированию у детей элементарных умений,необходимых им в учебной и повседневной жизни;
-умение ориентироваться в пространстве города; ориентироваться по карте-схеме ;реально ориентироваться в инфраструктуре городской среды;
-способствовать выражению детьми своих впечатлений от памятников наследия и их создателей;
-закрепление полученных знаний в течении учебного года на социальной квартире.
Проведение комплекса мероприятий :занятий, викторин, дидактических игр и т. д. поможет проконтролировать уровень знаний, умений, оценочных суждений на каждом этапе обучения и при его завершении; выявить ошибки, недочёты, пробелы в знаниях, умениях, навыках. Это необходимо для того, чтобы петербуржец ориентировался в культурном пространстве города и меть представления о возможных путях самореализации в нём.
Параллельно с ознакомлением с культурным наследием родного города проводится и знакомство с социальными объектами, а главное с горожанами-жителями славного города на Неве.
Важное значение для социализации воспитанников играет знакомство с социально значимым взрослым. Для этого проводятся встречи с людьми различных профессий (пекарями, рестораторами, рабочими и специалистами предприятий Адмиралтейского района, врачами, учителями, работниками театра и кино, представителями различных религиозных конфессий и православной религиозной общины представителями ведомственных и силовых структур,студентами городских ВУЗов,которые уже давно стали нашими друзьями и т. д. Огромную помощь в этом мне оказывают волонтёрские и общественные организации города, с которыми установлены прочные взаимосвязи.
Регулярно для воспитанников проходит освящение сообщений о событиях, происходящих в нашей стране и мире, организуются просмотры новостных телепередач и обсуждение наиболее значимых новостей, расширяющие знания подростков в области истории России и города через посещение музеев, прогулок по Санкт-Петербургу и просмотров исторических кинофильмов.
Ведётся работа по формированию исторической памяти. К памятным датам о Великой Отечественной Войне проводятся занятия,экскурсии, сообщения для воспитанников, просмотр художественных и документальных фильмов, обязательно, с анализом и обсуждением, встречи с участниками событий.
Ежегодно с воспитанниками социальной реабилитационной квартиры принимаем участие в военно-патриотическом слёте с участием детей с ограниченными возможностями.
Этот опыт общения, взаимодействия, «здорового соревнования», дружбы и взаимной поддержки с детьми инвалидами является бесценным для подростков с девиантным поведением. Они возвращаются, после 3-х дневного пребывания на слёте, «другими» детьми. Повышается мотивация к здоровому образу жизни, способность к саморегуляции, положительная эмоциональная динамика, жизненный позитив. Они начинают «слушать» и «слышать» собеседника, у многих из подростков впервые, зарождается потребность в оказании помощи более слабому.
Активно принимаем участие в паломнических поездках по святым местам, организованным на средства благотворительных организаций.
Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, навыков ЗОЖ, негативного отношения к вредным привычкам, профилактика употребления ПАВ., профилактика здорового образа жизни-всё это является неотъемлимой частью воспитательной работы по социализации подростков в культурно-бытовую среду города. Этому направлению я уделяю «особое внимание» в своей разработке.
Без комплексного взаимодействия со всеми специалистами Центра, межведомственного взаимодействия представителей различных социальных институтов и организаций города и района, работа с подростками, попавшими в ТЖС не принесла бы положительных результатов, которые я наблюдаю на практике.
Механизм взаимодействие воспитателя:
• с социальным педагогом :
• с педагогом-психологом:
• с педагогами дополнительного образования:
• с медицинскими работниками образовательного учреждения:
Осуществляя необходимое тесное сотрудничество работников Центра с теми семьями, где находятся дети, проходящие и уже прошедшие реабилитацию (проводим беседы с родителями, консультируем в воспитании воспитанников,попавших в трудную жизненную ситуацию, привлекаем родителей и воспитанников к участию в различных мероприятиях).
Следствием ежедневной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков является комплексная работа специалистов центра «Вера», где поддерживается комфортная воспитательная среда, способствующая формированию стиля поведения в обществе и здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, развитию активной гражданской позиции и тесное взаимодействие с представителями межведомственных организаций: школа, ОДН, медицинские учреждения, администрация района, привлечение человеческих и финансовых ресурсов благотворительных волонтёрских организаций и т. д., что помогает осуществлению и закреплению позитивных изменений в поведении, способствующие гармонизации развития личности воспитанников. А это значит, что процесс социализации подростков с девиантным поведением в условиях проживания в специализированной социальной квартире проходит успешно.
Ежегодный анализ проводимой работы позволяет констатировать, что у детей, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры в ГБУ СРЦ «Вера», уменьшаются проявления скрытой агрессии, возбудимости, раздражительности, развивается интерес к занятиям спортом, формируются привычка вести здоровый образ жизни и умение общаться с взрослыми и сверстниками. Уже через несколько занятий поведение воспитанников заметно меняется к лучшему: они легче идут на контакт, становятся более лояльными, активными.
Подростки, проживающие в Центре несколько месяцев, отличаются своей активной жизненной позицией, уважительным поведением к взрослым и дружелюбием к детям.
Формируется и развивается интерес к занятиям спортом и арттерапией, посещению досуговых мероприятий и кружков по интересам, культурных мероприятий и достопримечательностей великого города- всё это, в свою очередь, позволяет самоутвердиться и реализоваться как личность.
Реализация данной разработки направлена на подавление агрессивности, понимание реальной самооценки, развитие способности противостоять негативному влиянию окружающего мира, воспитание умения не поддаваться давлению сверстников, повышение мотивации учиться и реализоваться в будущем не сомнительными методами.
Социально адаптированные дети будут более активными, ответственными, и вследствие этого, более успешными в будущем.