Татьяна Федорова
Проект ко Дню птиц «Скворцы прилетели — на крыльях весну принесли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Привлечь внимание детей детского сада и родителей к проблеме нехватки птичьих домиков для скворцов.
Задачи:
1. Образовательные:
• познакомить детей с Международным Днём птиц, который отмечают 1 апреля и с традицией у русского народа - развешивание в этот день скворечников и прочих "птичьих домиков";
• уточнить и расширить представление детей о скворце, доме для скворца – «скворечнике»;
2. Развивающие:
• развивать любознательность и познавательную активность детей;
Публикация «Проект ко Дню птиц „Скворцы прилетели — на крыльях весну принесли“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- День птиц. 1 апреля
- День птиц. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Темочки
• развивать устную речь детей, обогащать активный словарь по теме проекта;
• развивать мышление детей, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
3. Воспитательные:
• вовлечь детей детского сада и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников;
• пропагандировать среди дошкольников и родителей знаний о пользе птиц;
• воспитать заботливое отношение к птицам.
Актуальность
Наступила весна, и скоро прилетят в наши края скворцы. Мы задумались, как привлечь скворцов в детский сад? Можем ли мы, изменить ситуацию? Поэтому мы решили до прилёта скворцов привлечь внимание детей, родителей детского сада к этой проблеме и провести пропаганду с целью изготовления скворечников и вывешивания их на территории детского сада, в своих домовых владениях. Все свои идеи мы решили реализовать через наш творческий проект «Скворцы прилетели – на крыльях весну принесли». Мы решили как можно больше узнать о скворцах и сделать скворечник, который повесим у себя на площадке и будем наблюдать за жизнью пернатых.
Решение этой проблемы планируется через вовлечение детей и родителей в совместную трудовую деятельность по изготовлению скворечников; пропаганды информации о пользе птиц – защитников садов и огородов.
Проект реализуется посредством проведения совместных мероприятий, посвященных птицам; исследований, опросов, изготовление скворечников с участием родителей и детей; обсуждения достигнутых результатов, информирования о выполнении поставленных задач.
Этапы проекта :
1этап: Подготовительный.
• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Постановка цели и задач, составление плана.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап: Основной.
Реализация проекта.
3 этап: Заключительный:
• Акция «Скворечник – дом весёлого скворца».
• Конкурс стихотворений на тему: «Скворцы – вестники весны».
• Оформление альбома: «Всё о скворцах…».
• Выставка рисунков «Скворцы прилетели», выставка моделей скворечников из ЛЕГО.
Этапы реализации проекта :
Планирование образовательного процесса
Коммуникативная деятельность:
- Общение по темам: «Что мы знаем о птицах», «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?», «Как зимуют наши пернатые друзья?», «Птицы разных стран», «Тайны птичьего царства», «Для чего нужна Красная Книга?», «Птицы нашего края».
- Проблемные ситуации: «Птицы летают, а человек нет. Почему?», «Почему некоторые птицы прилетают к нам только весной?», «Как наличие насекомых отражается на жизни птиц?», «Почему птиц стало меньше?».
- Акция «Скворечник – дом весёлого скворца».
- Цикл наблюдение за птицами во время прогулки.
- Целевая прогулка «Где повесить домик для скворца?»
- Рассматривание энциклопедий, книг о птицах, иллюстраций, фотографий скворцов, схем, как изготовить скворечник.
Игровая деятельность:
Театрализованная игра – имитация «Мы - птички-невелички», инсценировка стихотворения В. Кремнёва «Друзья птиц»
Сюжетно-ролевые игры: «В зоопарке», «Птичья семья», «Ветеринар», «Мы – защитники птиц».
Дидактические игры: «Птичьи гнезда», «Чей клюв», «Что за птица», моделирование птиц, ТРИЗ-игра «Если бы я был птицей…».
Чтение художественной литературы и фольклора:
- Чтение рассказов: Г. Снегирева «Про птиц», В. Зотова «Клест», «О птицах», В. Бианки «Кто в скворечник прилетел?», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», Н. Сладков «Синичий запас», В. А. Тетюрев. «Синицы возле жилья», С. Есенин. «Тинь-тинь, синица!», В. Чаплина. «Лесная кормушка», А. Барто «Ждет гостей высокий клён…».
- Логоритмика «Стайка птиц летит на юг…»
- Познакомить с приметами, пословицами и поговорками о птицах.
- Разучить загадки о птицах.
- Разучивание стихотворений о скворцах к конкурсу чтецов. - Просмотр мультфильмов: «Кукушка и скворец», «Что за птица?», «Оранжевое горлышко».
- Выставка книг в книжном уголке на тему: «Птицы – наши друзья».
Познавательное развитие
- Рассказ воспитателя: «Международный День Птиц».
- Дид. игры по математическому развитию: «Сосчитай и назови», «Расставь по порядку», «Четвёртый лишний».
- Экспериментирование: исследование птичьего пера, рассматривание птичьих следов, посев овса для птиц.
- Просмотр презентаций: «Всё о скворцах…», «Вестники весны», «Наши пернатые друзья».
- Игра – викторина «Угадай и назови».
Конструирование
- конструирование из ЛЕГО: «Скворечники»
- Конструирование из палочек домик для птиц, птицы; головоломки «Танграм», Пифагор» (силуэты птиц).
- Оригами «Птички».
Речевое развитие
- речевое развитие: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
-- Речевые игры: «Птицы и птенчики», «Назови ласково», «Чьё перо?», «Один – много», «Как сказать иначе?», «Что делает птица?», «Чья картинка?»
- Придумывание сказки о скворцах.
- составление коллективного рассказа «Птицы весной»
- Рассказы детей на тему: «Вот какие птицы есть…».
- Конкурс чтецов
Музыкальная деятельность:
- Слушание песен «Скворушка», «Весенняя песенка», «На дворе сосульки капали…» и др.
- Слушание аудиозаписи «Голоса птиц».
- Музыкально – ритмическая композиция «Весна красная идёт…».
Изобразительная деятельность:
-лепка: «Скворушка».
-рисование: «Скворцы прилетели!», «Сказочные птицы».
-аппликация: «Каждому скворцу — по дворцу».
- Коллаж: «Птицы в лесу».
- Оформление выставки изобразительных работ «Скворцы прилетели».
- Раскраски, шаблоны, трафареты по теме: «Птицы».
Двигательная деятельность:
- Утренняя гимнастика: «Мы – солдаты», упражнения с палкой «Богатырская силушка».
- Динамическая пауза: «Скок, поскок молодой дроздок», «Скачет шустрая синица», «Мы сегодня встали рано, ждали птиц еще вчера», «Скворцы», «Ну – ка, птички, полетели».
- Полоса препятствий «Перелёт птиц»
- Подвижные игры: «Грачи летят», «Вороны», «Собачка и воробьи», «Гуси – лебеди», «Совы», «Птички и кошка», «Коршун», игра м/п «Синичка», «Птички в гнёздышках», «Перелётные птицы».
- Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц», «Птенчики в гнезде».
-Игры - эстафета: «Накорми птенцов».
Практическая часть
1этап: Подготовительный.
Выбор темы проекта
В рамках проведения Международного Дня птиц, который отмечается 1 апреля, мы решили посвятить свой проект скворцам, прилетающим к нам весной. Мотивацией послужила выставка книг и раскрасок о птицах, которая заинтересовала детей. Также на групповом сборе дошкольникам было рассказано о предстоящем событии – Международном Дне птиц, обсудили эту тему с детьми. Обсуждение велось по следующим вопросам:
- Как люди заботятся о пернатых друзьях — птицах?
- Как люди встречают пернатых друзей – птиц весной?
- Как привлечь птиц в детский сад?
Далее использовала способ «Модель трёх вопросов» :
1. – Дети, что мы знаем о скворцах? Что такое скворечник? Могут ли скворцы поселиться в детском саду?
2. – Что вы хотите узнать про скворцов? Какие бывают скворцы? Как сделать скворечник? (Ответы детей, записывала на лист.)
3. – Что сделать, чтобы получить ответы на ваши вопросы?
Выяснили, что можно найти информацию в книгах, в энциклопедиях, в Интернете; спросить у папы, дедушки.
«Модель трёх вопросов» мы вывесили в раздевалке, чтобы родители познакомились с темой проекта, с тем, что интересует их детей.
Скворцы – это перелётные птицы. (Маша)
Скворцы прилетают к нам весной. (Максим)
Скворечник – это домик для птиц. (Тимур)
Скворцы могут прилететь в детский сад, если у них будет дом. (Тимофей)
- Узнать интересные факты о жизни скворцов (Дарина)
- Где зимуют скворцы? (Таня)
- Какую пользу приносят скворцы? (Аделина)
- Выяснить, как встречали перелётных птиц наши бабушки и дедушки (Кирилл)
- Выяснить, умеют ли делать скворечники родители (Эвелина Ф.)
- Узнать, есть ли скворечники в детском саду, дома? (Эвелина К.)
Прочитать в энциклопедии или посмотреть в Интернете, спросить у взрослых.
Спросить у взрослых, самим подумать или спросить у родителей.
Спросить у бабушек и дедушек, прочитать в энциклопедии.
Спросить у родителей.
Провести наблюдение.
Какие возникают проблемы?
Проблемы: соизмерение желаний ребенка и его возможностей, активизация малоактивных детей, поддержание интереса к своему вопросу.
После сбора предложила детям рассмотреть книги в уголке, подумать, как нам помогут наши уголки-центры в группе, что мы сможем сделать в рамках проекта.
Планирование с детьми
Вечером мы приступили к планированию деятельности. План помогает спланировать деятельность по проекту на перспективу, помочь детям организовать самостоятельную деятельность, при этом можно задействовать все существующие в группе уголки, придать осмысленность действиям детей, стимулировать их активность и инициативу.
Мы обсудили следующие вопросы и распределили ответственных:
-Какую мы выбрали тему для проекта? О чём бы ты хотел рассказать детям, сделать? Как ты это узнаешь? Кто тебе поможет? В каком уголке ты это будешь делать? С кем? Тебе нужны помощники или ты сделаешь это один? Сколько тебе нужно времени, чтобы выполнить весь план?
2 этап: Основной.
Каждое утро мы обсуждали, что мы сделаем именно сегодня по нашему плану.
- Какие интересные дела мы с вами уже выполнили? Что предлагаете сделать сегодня? Что нам для этого нужно? Какие материалы понадобятся? Кто сегодня работает в уголке рисования? Над чем ты сегодня будешь работать? Что нужно добавить в Центр? Тебе нужны помощники? Как вы распределите работу?
Также в течение 3 недель мною осуществлялась работа согласно плану по всем видам деятельности проекта : проведение запланированных ИОС, совместной деятельности по образовательным областям.
Работа с родителями:
ознакомились с планом проекта, оказали помощь в организации развивающей среды в группе: приносили энциклопедии, книги, иллюстрации, раскраски о птицах, подготовили атрибуты для подвижных игр, изготовить скворечник. В родительском уголке подготовили информацию об истории возникновения Международного Дня Птиц, подобрали стихотворения, загадки, пословицы по теме, которые можно разучить с детьми дома.
Самостоятельная деятельность детей
Слепить птиц – скворцов (Дарина и Аделина)
Изготовить схему для строительства скворечника (Тимофей)
Изготовить шаблоны птиц для аппликации (Маша)
Центр книги:
Прочитать, интересные факты о жизни скворцов (Аделина).
Рассматривание книг в уголке (Соня).
Найти стихи о птицах, выучить и предложить другим (Дарина и Таня)
Центр математики:
Посчитать сколько скворечников в детском саду (Эвелина К.)
Посчитать, сколько понадобится больших и маленьких ЛЕГО кубиков нужно для строительства скворечника по схеме (Тимур)
Центр движения:
Научиться плавным движениям, имитирующим полёт птиц (Соня)
Разучить музыкально – ритмическую композицию «Весна красная идёт…»(Ирина)
Центр музыки:
Подобрать песни о весне, птицах (Ирина с мамой)
Центр познания:
Узнать о том, какие бывают скворцы (Кирилл)
Попросить дедушку и бабушку рассказать о том, как раньше встречали птиц. (Глеб)
Узнать, где зимуют скворцы (Дарина)
Центр игры:
Сюжетно-ролевые игры: «Птичья семья» (Аделина, «Ветеринар» (Эвелина, «Защитники птиц» (Максим)
Центр строительства:
Построить скворечники из ЛЕГО конструктора (Илья).
Изготовление скворечника для скворца (Тимофей с папой)
Центр наблюдения и экспериментирования:
Узнать на каком дереве лучше всего повесить скворечник и с какой стороны? (Тимофей).
Исследование птичьих перьев, рассматривание птичьих следов. (Соня).
3 этап: Заключительный:
Итоговый сбор, или Что у нас получилось?
Перед итоговой ИОС на сборе мы собирались с детьми, чтобы выяснить, что у нас получилось, что мы сделали. Предлагали детям рассказать о том, что он сделал, с кем, что легче всего было сделать. Где можно его работу использовать? Общий итог: что ещё у нас не готово к акции? (Важно, чтобы дети помнили о конечной цели проекта.)
Подводим итог:
• Оформлен альбом: «Всё о скворцах…».
• Провели конкурс стихотворений на тему: «Скворцы – вестники весны».
• Оформили выставку рисунков «Скворцы прилетели».
• Представлена выставка моделей скворечников из ЛЕГО.
• Изготовлен скворечник.
Итогом проекта стала акция «Скворечник – дом весёлого скворца». Сколько радости и удовольствия он принёс детям. Дошкольники рассказали родителям, что они узнали о скворцах, прочитали стихотворения. Затем все ребята вышли на улице, и папа Тимофея развесил скворечники на деревьях. Ребята как могли, помогали: кто лестницу держал, кто проволоку подавал, кто пассатижи. И вот на площадке нашей группы появился красивый, уютный домик для птиц – скворечник. Теперь мы будем целенаправленно проводить наблюдения на прогулке, наши дети смогут следить за пернатыми жильцами, увидеть, как живут скворцы, чем питаются, как заботятся о своих птенцах. Это позволит обогатить наших ребятишек знаниями об окружающем их мире, о жизни птиц весной. Кроме того, благодаря установлению скворечников, на карте нашей экологической тропы появится новая остановка «Домик скворушки».
После акции мы подвели итог. Похвалили всех за активность в реализации проекта. Вспомнили всё, что сделали. Дети поделились впечатлениями о прошедшей акции, о её важности. Мы ещё раз рассмотрели план. Отметили, как много мы успели сделать все вместе и каждый в отдельности. Обсудили, кому мы могли бы ещё рассказать о скворцах, о том, как важно делать скворечники (детям соседней группы, воспитателям, школьникам).