Фадеева Ирина
Сквинггл. Игры, основанные на проективных методиках музыкальной и художественной экспрессии
▼ Скачать + Заказать документы
«Сквинггл. Игры, основные на проективных методиках музыкальной и художественной экспрссии.»
МЮДОУ дктский сад №3
Фадеева И. В.
Мистер Сквиггл – это марионетка с карандашом вместо носа (Австралия)
Публикация «Сквинггл, Игры, основанные на проективных методиках музыкальной и художественной экспрессии» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальный Сквинггл - одна из различных проективных методик связанных с рисованием, лепкой, конструированием. Импульсивных, неусидчивых детей музыка настраивает на работу, помогает им сконцентрироваться. Слишком скованных, депрессивных детей расслабит, подтолкнет к работе, освободит эмоционально. Для того, чтобы познать самих себя, мы должны познать и понять свое бессознательное. Г. Фрут утверждает, что оно приходит к нам в символическом обличье снов, рисунков и фантазий. Т. к. детям в силу ряда причин сложно выразить свои чувства и мысли вербально, образы и фантазии дети могут передавать либо в рисунках, в играх с глиной, а также в в музыкальной звуковой экспрессии. Изобразительная экспрессия и восприятие музыки очень близки в своих глубинных процессах. Музыка способствует оживлению визуальных образов.
Музыка может иллюстрировать процесс рисования детей, она может служить отправной точкой для фантазии, для пробуждения переживаний и мыслей.
«Ваш мир в красках, формах и линиях»
Детей просят изобразить мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые, кривые, широкие и тонкие, различных цветов) и формы, ничего конкретного. Музыка – фон, подобранный в соответствии с детской аудиторией (успокаивающий, стабилизирующий или, наоборот, аетивизирующий.
«Спонтанное рисование под музыку»
Детям предлагают рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки и т. д. Музыка – яркая, эмоционально богатая, не громкая, не более 60-65 ударов в минуту.
«Сквиггл»
Что нужно для игры :
• Альбом для рисования или лист бумаги
• 2 карандаша разного цвета.
Описание игры :
Педагог (родитель) и ребенок садятся за стол, кладут перед собой 2 карандаши и бумагу. Взрослый закрывает глаза, изображает сквигл (каля –маля) на бумаге и предлагает ребенку превратить его во что–нибудь. Ребенок заканчивает рисунок или дополняет его и просит взрослого продолжить. Во время игры ребенок и взрослый меняются местами. Сквиглите по очереди. По ходу игры участники рассказывают друг другу о содержании своих картинок и обо всем, что они думают. Музыка может служить фоном, помогающим стимулировать творческую экспрессию, задавать ритм работы, одновременно давая выход детским эмоциям, а может как таймер, фиксировать время рисования каждого из участников.
…
Создать соответствующее настроение и задать ритм работы музыка поможет
при применении методики «Глиняные каракули», Ричарда Френкеля
когда дети лепят из глины, сидя за столом и передавая свои изделия по кругу дополняя к ним все новые и новые детали.
Работа с глиной под музыку. Можно сопровождать работу детей отбиванием ритма на барабане и других ударных музыкальных инструментах. Дети отбивают, отщипывают и шлепают глину в такт музыке.
Во время конструирования методика такая же как и с рисованием и лепкой.
Методы музыкальной экспессиии могут использоваться и как самостоятельные приемы.
«Музыкальный Сквинггл»
По аналогии с обычным сквингглом можно предложить ребенку сквинггл на музыкальных инструментах.
На столе перед ребенком разложены несколько музыкальных инструментов, звучащих предметов для элементарного музицирования (погремушки из металлических крышек, бумажные султанчики, деревянные бусы и т. д.)
Педагог начинает играть на одном музыкальном инструменте, а ребенок продолжает на том, на котором захочет.
Можно импровизировать на одном инструменте, например, на фортепиано.
Участники игры также рассказывают о том, что они озвучивают, излагают содержание своих импровизаций.
Можно создавать «Музыкальные каракули», или «Музыкальную сказку».
Эта техника используется как инструмент развития ценных социальных качеств - терпения, внимательности и т. д. а также для повышения самооценки.
Подготовительный этап. (для индивидуальной работы)
Педагог предлагает ребенку поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое либо сочетание звуков- музыкальную фразу.
Можно предложить ребенку воспользоваться любым другим инструментов.
Должна быть создана среда, которая подтолкнет ребенка к свободному самовыражению: достаточное количество инструментов и звучащих предметов, которые должны быть доступны и интересны.
Первый этап. (для групповой работы.
Н стол (в центр) кладутся различные музыкальные инструменты, игрушки и звучащие предметы. Детям предлагается сесть вокруг и выбрать один инструмент или предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты.
Второй этап.
Педагог просит одного из участников игры. Извлечь несколько звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Ближайший участник, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Композиция должна быть короткой, чтобы все участники поучаствовали несколько раз.
Третий этап.
Весь процесс записывается на пленку. Педагог предлагает детям послушать запись их совместного творчества, дает положительную оценку творчеству детей и предлагает детям обсудить их музыкальное произведение (какие инструменты чаще использовались, какие звуковые сочетания запомнились, получилась ли красивая музыка, о чем, по их мнению, рассказывает ими созданная музыка и т. д.). После чего запись прослушивается еще раз.
Четвертый этап. (используются в качестве альтернативы предыдущему).
Педагог спрашивает одного из участников игры, что может происходить в их музыкальном произведении, на что похожа музыка. Он предлагает детям придумать на этой основе какую-нибудь историю, сочинить музыкальную сказку. Дети сочиняют сказку по очереди, передавая эстафету по кругу.
Вариант: дети сочиняют слова песни, которую можно петь под их музыку.
Весь процесс записывается. В следующий раз дети прослушивают запись музыкальной сказки или песни, обсуждают ее. Педагог предлагает дополнить ее, сыграть на других музыкальных инструментах, сочинить другие слова или подправить старые.
Игры учат понимать сколь разнообразными могут быть человеческие чувства, а также сформировать способность к словесному описанию своих чувств, стимулируют вербальную экспрессию.
Использовался материал Марии Аргуновой, И. Митрофановой, Фомичевой И. М.